«ХОТИМ СОХРАНИТЬ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

Дагестан всегда славился своей многонациональностью. В нашей республике исторически проживало очень много русских, армян, евреев, грузин и даже греков! За последние пятнадцать лет их почти не осталось. Главная задача сейчас – сохранить хотя бы то, что есть, чтобы не лишиться части дагестанской культуры.
Керим Бекшоков и Арсен Бабаев – представители адыго-карачаевских республик, живущие в Дагестане. Адыго-карачаевское общество уже на стадии создания. По их инициативе. Поможем им будучи дагестанцами сохранить индивидуальность и свое немногочисленное общество, очень дефицитное в Дагестане, крупнейшей республике Северного Кавказа.

— Почему именно сейчас у вас возникла такая инициатива?

А.Б. — Мы хотим, чтобы люди знали, что есть такое общество.

К.Б. — Сейчас вообще идет бум социальных сообществ типа Одноклассники. ru и т.д., все люди пытаются объединиться для разных целей, поэтому хорошо бы знать своих земляков на территории республики, а не случайно узнавать, что в соседнем дворе родственник живет. Такое общество было бы полезно для развития культурно-исторических взаимоотношений между Дагестаном и другими республиками. Все-таки интеграция сегодня выгодна в экономическом и культурном плане.

— Статистика говорит о том, что дагестанцев, проживающих в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, намного больше, чем представителей этих же республик у нас.

К.Б. — Но это правильно. Во-первых, если суммарно брать, дагестанцев вообще больше всего на Северном Кавказе. Во-вторых, отсюда центробежные силы сильнее. Дагестанцы уезжают не только в другие республики Северного Кавказа, но их много и в Сибири, и в Москве. Это диспропорция, что отсюда дагестанцев больше уезжает, чем сюда приезжает. Все, кто здесь живет из кавказских республик, либо родились, либо выросли здесь, а таких случаев, чтобы за последние двадцать лет сюда приехали из других республик, я просто не знаю. Если только присылают по служебной линии. Начальником службы судебных приставов здесь был кабардинец. Его прислали сюда из Ростова. Он здесь поработал и уехал обратно.

— Вы говорите, что последние двадцать лет сюда никто не приезжает. То есть сама обстановка в Дагестане не располагает к тому, чтобы сюда приезжали?

К.Б. — И из-за этого. Многие уезжают, хотят вернуться к своим корням. Но в основном когда уезжают – хотят жить там где лучше. Дагестанцы, которые были в Нальчике, говорят: такой хороший город!

— У вас есть требования социальной поддержки к руководству нашей республики?

К.Б. — Мы только начали создавать свое общество. Я пока не знаю, какие проблемы у нас есть отдельно от других дагестанцев. Мы не собираемся требовать к себе более качественного отношения или чего-то в этом роде. Мы – граждане Российской Федерации и вправе хотеть улучшать свою жизнь.

— А как вообще будет называться ваше объединение?
А.Б. — Адыго-карачаевское общество Дагестана. Мы хотим, чтобы знали, что есть такое общество, есть представители этносов этих республик, проживающих в Дагестане уже не одно десятилетие.
— В Дагестане больше всего кабардинцев?

А.Б. — Кабардинцы составляют 50% от всех, карачаево-балкарцы – 21%.

— Какой принцип деления этих народов на тюркские и нетюркские?

К.Б. — Карачаево-балкарцы – это тюркские народы, все остальные – нетюркские. Это так называемая адыгская группа. Абхазы и абазины тоже нам родственные. Многие адыгские национальности вообще исчезли как таковые.

— Какие у вас корни?
К.Б. — У меня отец кабардинец. В свое время он сюда переехал на работу в Мединститут. Так и работает. Мы здесь выросли, выучились и работаем. Я здесь живу с 1976 года.

А.Б. — Я с 1975 года. Он (Керим Бекшоков — Прим. «МИ») относится к адыго-кабардинской группе, я – к карачаево-балкарской. Адыго-кабардинская группа родственна дагестанским аварцам и даргинцам, карачаево-балкарцы — кумыкам. Кабардинцы живут в предгорной части и на равнине, а карачаево-балкарцы – это горные народы. В Дагестане наоборот: кумыки живут на равнине, а аварцы в горах.

— У вас не было желания уехать отсюда?

К.Б. — Нет. Я здесь на своем месте.

— Вы считаете себя дагестанцами?

К.Б. — Ну, естественно. Я живу здесь с четырех лет. Конечно, приятно поехать на родину, увидеть родственников, но живем мы все-таки здесь.

— Чем отличаются люди из других северокавказских республик от дагестанцев?

К.Б. — Когда меня спрашивают: как там у вас в Нальчике? Я всегда привожу пример: когда происходит авария в Махачкале, первым делом выскакивают два водителя и начинают друг на друга кричать, бить ногами по машине и т.д. Один раз в Нальчике я видел: столкнулись две машины, выходят два водителя, делают салам алейкум, тут же достают из бардачка бутылку водки, садятся в машину, спокойно обмениваются своими данными и разъезжаются – все без крика, без шума. Там люди спокойнее.

— Говорят, что у кавказцев один менталитет. Мне почему-то кажется, что мы – совершенно разные люди. Может, чеченцы и дагестанцы чем-то похожи.

К.Б. — Ну, чеченцы и дагестанцы вообще, конечно, близки друг к другу. Все-таки у кавказцев есть что-то общее. Это чувствуется, когда далеко отсюда уезжаешь. Там все нас оценивают как один этнос.

— В последнее время в Чечне и Дагестане происходит арабизация общества. Как с этим в других республиках?

К.Б. — Там эта тенденция, конечно, тоже есть, но не такая сильная, потому что у нас, по крайней мере, в Кабарде, сильны национальные обычаи и традиции, а не исламские. Об именах и фамилиях я вообще не говорю. Там это четко соблюдается. Свадебные и похоронные ритуалы там, конечно, доисламские.

— Здесь тоже некоторые говорят, что дагестанцам навязывается такая культура, которая изначально нам не была свойственна: не надо нам арабской культуры, у нас есть своя — кавказская.

А.Б. — Все-таки мы русско-язычные народы.

К.Б. — Наверно, не обязательно, принимая ислам, переходить на рельсы арабской культуры. Все-таки арабская культура – это культура кочевников, пустынников, это не для нас.

А.Б. — У нас разный менталитет.

— Ваше общество не будет заниматься агитацией типа приезжайте в Дагестан?

К.Б. — Да, в первую очередь, это общество предполагает культурный обмен, соответственно, и агитацию, что в Дагестане спокойно, приезжайте к нам, привозите свои актерские коллективы, можно организовать обмен. По уставу у нас будет общественная некоммерческая организация.

— Кроме культурного обмена, чем еще будет заниматься ваше общество?

А.Б. — Все пока на стадии формирования.

— К.Б. Мы собираем информацию, кто где живет. Собираемся зарегистрироваться в Регистрационной палате.

— Вам родственники не говорят: как вы можете там жить?

К.Б. — Конечно, говорят. Особенно, когда были взрывы, теракты.

А.Б. — Человек живет там, где живет. Если людям создают условия, они уезжать не собираются. А раз они уезжают, значит, где-то лучше, чем в Дагестане.

К.Б. — Человек ищет там, где лучше.

А.Б. — Может, потому что до сих пор не было такого общества, каждый жил сам по себе, поэтому все рассеялись, уехали. В мае намечается приезд ансамблей «Вайнах», «Алан», «Балкария». Если такие мероприятия будут проводиться в Дагестане и если будут созданы какие-то экономически благоприятные условия, то люди здесь будут оставаться. Мы-то все дагестанцы, но генетически и этнически мы имеем корни в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. В 1989 году в Дагестане было 940-950 человек, сейчас – 465. Т.е. за 15 лет это количество сократилось в два раза. А число дагестанцев, проживающих там, – 6900 – так и сохранилось. Может, там больше соблюдаются конституционные нормы.

— Но дагестанцев тоже много вернулось в республику после перестройки. Это же не потому, что в Дагестане лучше, чем там, где они жили. Просто, может, люди боятся притеснений?

А.Б. — Дагестанцев ни в Кабардино-Балкарии, ни в Карачаево-Черкесии, ни в Адыгее не притесняют и даже не думают об этом, потому что это не такие народы.

— У нас в Дагестане любая политика объясняется национальной принадлежностью. Как делят власть между собой, к примеру, кабардинцы и балкарцы?

А.Б. — Там существуют национальные квоты.

К.Б. — Национальный принцип там стараются соблюдать, чтобы всем равномерно распределить должности. Там и русских чуть ли не половина населения.

— А кто там должен быть во главе республики? Кабардинец или балкарец?

К.Б. — Кабардинец, потому что кабардинцев там больше по численности. Балкарцев – 12% от всего населения. Президент – кабардинец, премьер-министр – балкарец. В принципе все, как в Дагестане.

А.Б. — В Махачкале проживает всего 129 адыгов и кабардинцев, 31 карачаево-балкарец. Есть и смешанные браки с кумыками.

К.Б. — Там есть фамилии дагестанского происхождения и здесь, к примеру, Кабардиевы.

А.Б. — Кабардино-черкесы и карачаево-балкарцы, как осетины, здесь не могут создать свою диаспору. У нас много здесь и родственных связей, но нужно сохранить свою индивидуальность. Для этого мы создаем свое общество. В Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии очень уважительно относятся к дагестанцам, а дагестанцы, видя такое уважительное отношение к себе, вдвойне уважают коренных жителей.

К.Б. — Просто хотелось бы создать свою социальную сеть, чтобы хотя бы знать друг друга, общаться. Вообще мы себя рассматриваем как связующее звено между Дагестаном и этими республиками.

А.Б. — Потому что здесь нет полномочного представительства этих республик, т.к. всего только 460 человек проживают здесь. Если поделить, то это 260 кабардино-балкарцев и 120-140 карачаево-черкесов. А дагестанское полномочное представительство там есть, потому что там их, соответственно, две и четыре тысячи.
Мы не хотим заставлять не уезжать отсюда. Есть статья Конституции о свободе передвижения. Просто мы хотим сохранить здесь эти этносы, не растворяясь в крупных дагестанских этносах, и чтобы они имели возможность жить, как все: в экономическом плане и создавать семьи, воспитывать своих детей.

— Что вы подразумеваете под экономическими условиями?

А.Б. — Те же самые предпринимательство, бизнес, коммерция. Чтобы не было каких-то искусственных наскоков налоговой инспекции, изъятий товара и т.д.

К.Б. — От этого все страдают, мы же не только за себя отвечаем.

— Я так понимаю, что студенты из республик Северного Кавказа не хотят приезжать сюда учиться?

К.Б. — В свое время, кстати, приезжали. Мой отец здесь закончил Мединститут. В Нальчике нет Мединститута, только медфакультет. Многие учились здесь. Целая группа кабардинцев-юристов была в ДГУ. Их сюда по квоте направили.

— Отсюда туда охотнее едут учиться.

К.Б. — Все дело в конкуренции вузов. Если ДГУ себя на Северном Кавказе лучше всех покажет, может, будут ехать.

А.Б. — Керим, являясь замдекана биологического факультета ДГУ, может привлекать студентов из Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Но они отучатся и уедут, а мы здесь выросли и живем. Мы не разделяем по отцу, по матери, смешанные браки с дагестанцами, мы – одно целое.

К.Б. — В принципе, наше общество открыто для всех. Может, кого-то интересует чисто наша культура в научном плане – пожалуйста.

— То есть вам без разницы, по отцу или по матери?

А.Б. — Да. Если даже кто-то один из родителей – это наш человек. Мы – то общество, которое всех считает своими, не разделяя, кто к нам имеет большее отношение, а кто – меньшее.

— Главное, чего вы хотите – это наладить между собой контакт?

А.Б. — Да. Мы – русскоязычное общество, для которого главным является не языкознание, а то, что мы составляем определенный этнос и имеем право бороться за свои экономические и другие права.

— Вы хотите здесь жить, но чтобы у вас были комфортные во всех отношениях условия?

А.Б. — Да. Мы стремимся, чтобы дагестанское общество не теряло свои этносы в лице карачаево-балкарцев и адыго-кабардинцев, а также хотим, чтобы сохранились дагестанские этносы в адыго-карачаевских республиках, чтобы не прерывались эти связи.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам