«Мосты» Апанди Магомедова

 Но, чтобы он ни придумал, кизяки в Дагестане были задолго до Апанди, просто он обратил наше с вами внимание на кизяк как на объект искусства. Вот таким необычным образом он решил выделиться из ряда традиционных дагестанских художников.
Московскую выставку художника тоже можно назвать чем-то из ряда вон выходящим, прежде всего потому, что картин на выставке как таковых не было. Рулон белой бумаги, обмотанный вокруг колонны в центре зала, мосты из листов бумаги формата «А 4», кропотливо склеенных между собой, проекция на стене. Как сказал бы художник Ибрагим-Халил Супьянов: «То, что камни подсказали»… В проекции были: река, камни, вода, по которым кто-то невидимый протаскивал поделки из дерева. Такое первобытное сочетание стихий. И несколько ранее написанных картин художника на верхнем этаже. Вот вроде бы и все, что было выставлено на суд зрителей. Конечно, обязательно найдутся и те, кто будет искать собственно картины. Был очень забавный случай, когда, прочитав знаменитый роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром», одна обывательница возмутилась: «Я как-то не совсем поняла, кого там унесло ветром?» Так и тут можно долго удивляться, что хотел сказать художник и так далее, и тому подобное. Мне же лично было очень интересно в своем воображении столкнуться с мыслями художника в тот момент, когда он работал. В процессе. Эту выставку я сравнила бы с образом Книги судьбы, где одни страницы уже заполнены, а другие надо заполнять самому. Был такой простор и такая легкость, воздушность во всем этом. Возникало ощущение, что художник оставляет место и выделяет время поразмышлять для тех, кто пришел на его выставку, возвращает его к чистому листу собственного сознания. Каждый из нас способен заполнить лист собственного сознания чем угодно и как угодно, а каждый ли способен сохранить его в чистом виде? Вот вопрос, который, как мне кажется, задает автор инсталляции нам.
Собираясь на выставку, я думала прочитать все, что написано об этом художнике, но не успела. Уходя с выставки, я решила, что в данном контексте все это не существенно. Важнее вынести свое собственное впечатление, свое личное понимание, которое, возможно, может показаться интересным кому-то еще. Ведь сталкиваясь с творчеством, с внутренним миром художника любого вида искусства, мы хотим раскрыть его мир, а не его отражение в осколках чужого сознания. Мнения бывают разные, должны быть разные, иначе нечего говорить о творчестве вообще, о новом явлении в художественном мире.
Был ли это поиск? Не знаю. Откроет ли в себе художник за пределами чистого листа собственного сознания новые невообразимые просторы для творческого вдохновения? Но как есть писатели для писателей, а не для читателей, так есть и художники для художников, те, кто ломает формы восприятия искусства. Возможно, в творчестве Апанди Магомедова сейчас именно такой период, когда он творит не искусство ради искусства, а открывает свое понимание искусства и делится этим с нами. Так или иначе, нам стоит порадоваться тому, что наши художники выставляются в Москве и что их творчество, вне всякого сомнения, востребовано, более того — интересно столичному бомонду.
«Абсолютный минимализм, — так охарактеризовал выставленное друг Апанди, художник Магомед Кажлаев. — И это позволяет нам говорить о своем начале, — продолжил он свою мысль. — Естественность. Тут каждый может обнаружить свое личное понимание искусства. Сегодня Апанди Магомедов – остаток материка нашего глубинного дагестанца. О нем мало пишут, он не избалован вниманием, но творчество его существует и развивается. И эта выставка — простое, естественное его возвращение к истокам. Идея мостов у него возникла в 2006 году в Азербайджане, в Шеки…» Параллельно сказанному Кажлаевым идут и мои мысли, кстати, я вспоминаю, что в Шеки, где было снято видео к проекции, Апанди был приглашен Ибрагим-Халилом Супьяновым, заслуженным художником Дагестана. Может, поэтому, может, по какой другой причине, не знаю, но в творчестве Апанди Магомедова, как я считаю, чувствуется влияние творчества Супьянова, так сказать, его школа. Хотя, вне всякого сомнения, Апанди – самобытный художник со своим видением, со своим достаточно интересным, любопытным художественным миром. И все же так, как оба художника достаточно долго, близко общаются, созвучие или повторение тем, мотивов, думаю, неизбежно. И тут лидерство я, без сомнения, отдаю Супьянову. Он в моем понимании более сильный художник.
«Идею он развил, — продолжает свою мысль Кажлаев, — вода у него, как вечность, бесконечность… На видео он из подручных материалов попытался собрать игру, музыку, камень, дерево, веревки». «Из всего, что в данный момент окажется под рукой, можно собрать композицию», — вспоминаю я слова Супьянова из интервью, данного нашей газете несколькими месяцами раньше. На видеопроекции у Апанди есть фотографии и живая картина природы, слышен шум воды, удары палок о камни, так и хочется опустить руки в воду, окунуться в прохладную свежесть мысли… А белый цвет, которого кругом очень много, содержит в себе все цвета, все оттенки, поэтому нельзя говорить об отказе художника от цвета.
Вот как сам автор объясняет свою идею: «Я не могу сказать, что завтра будет. У меня нет планового состояния. Стараешься приблизиться к простоте, не усложнять все, убирать лишнее, наносное. Я на самом деле не знал, что и как будет. Просто хотелось, чтобы во всем этом было много воздуха…»
Спросила у него:
— Так ли важно художнику, чтобы была судьба?
Ответил:
— Судьба и творчество художника – неразделимы. Ты живешь этим. Это и есть твоя жизнь.
Спросила:
— Нет ли желания закрасить красками мосты?
Ответил:
— Я их соберу и уберу после выставки. И всё. Больше к этому я возвращаться не стану, буду делать что-нибудь другое.
Спросила про творческую школу. Не ответил. Спросила про образование. Сказал, что окончил Московское ковровое училище. И что все в его творчестве шло от текстиля.
Хозяйка выставочного зала «Айдан галерея» Айдан Салахова отметила, что Апанди импонирует ей своим минимализмом. Ведь за простой на первый взгляд работой стоит кропотливый ручной труд. Склеивание 1000 листов бумаги требует, кроме всего прочего, терпения и усидчивости. Теплота рук и спокойствие сердца необходимы для этого.
 Мосты дружбы, мосты любви, мосты общения, мосты понимания, мосты сознания, мосты культур – вот что такое «Мосты» Апанди Магомедова в Москве. Каждый может мысленно пройтись по этим мостам и найти в них исключительно свой смысл.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам