«Лишь живая душа оживит души»

Бесспорно с возрастом воспоминания становятся неотъемлемой частью человеческой памяти. И вдруг захотелось ему передать детям и внукам все, чем дорожил в молодости, рассказать, как умели дружить и любить, как верили в лучшее и превращали мечты в явь: «…Именно из таких фотографий, как у меня сейчас в руках, — подумал он, — историки могли бы многое узнать о быте, общественных настроениях, надеждах и стремлениях простых людей, наших соотечественников. Ведь поколения сменяются, но фотографии остаются. Порой они, словно рукописи, не горят…» В этот момент подошли внуки Магомед и Абдусалам, сели ему на колени и начали задавать Тельману Нурутдиновичу вопросы.
— Дедушка, а это кто? — спросил Магомед, указав маленьким пальчиком на молодого парня на фотографии.
— Это я, — ответил он тихо, но с какой-то гордостью.
— А это? — указал на другую фотографию Абдусалам.
— И это я…
— Каким ты был молодым дедушка! — удивился Магомед.
Да, годы идут, как секундомер на часах, быстро и незаметно. Только седые волосы и морщины выдают возраст. Но и это для Тельмана Нурутдиновича не помеха, у него душа всегда молода, настроение бодрое. Он счастлив в кругу большой дружной семьи. После того, как внуки ушли в свою комнату, мы сели за стол пить чай. Пошла беседа о воспитании подрастающего поколения, об учителях, учениках и родителях. Но прежде чем представить ее, я хотел бы поближе познакомить наших читателей с доцентом кафедры теоретических основ и технологий начального языкового образования кафедры начальных классов Дагестанского государственного педагогического университета Тельманом Нурутдиновичем Эфендиевым, 50 с лишним лет проработавшим педагогом, из них 33 — в ДГПУ.
Тельман Нурутдинович родился и вырос в Махачкале. В детстве он ничем не отличался от сверстников. Прошли годы. После окончания в 1959 году филологического факультета ДГУ его, молодого специалиста, направляют директором в Татильскую семилетнюю школу Табасаранского района. Убедившись в его глубоких всесторонних знаниях, стремлениях и любви к выбранной профессии, руководство Табасаранского районного отдела образования переводит Тельмана Нурутдиновича заместителем директора по учебной части в Ерсинскую среднюю школу этого же района. Где бы ни работал и ни находился Тельман Нурутдинович, несмотря на свой возраст, везде был примером очень исполнительного и доброго, отзывчивого и воспитанного, энергичного и профессионального специалиста.
В 1973 году Тельман Нурутдинович заочно окончил аспирантуру в Азербайджанском государственном университете им. Кирова, защитил кандидатскую диссертацию, и с 1976 года по настоящее время передает будущим педагогам свои знания, не жалея при этом сил и энергии.
Сегодня в большой дружной семье Тельмана Нурутдиновича, состоящей из 7 детей, 2 кандидата наук. Когда я спросил у него: «Кем стали ваши дети?» — он ответил спокойным, довольным тоном: «Кем стали? Вот они мои дети, — показал мне семейную фотографию. -Все они нашли свою дорогу в жизни, выбрали себе профессию и ступили на правильный путь. Я очень рад и горжусь ими. Они приносят пользу и радость и семье, и обществу». Узнав также, что Тельман Нурутдинович участвовал в поднятии целины, я спросил:
-У вас есть правительственные награды?
— Да, есть — и медали, и грамоты, и похвальные листы. Много раз за 50 трудовых лет меня поощряли ценными подарками и премиями. Однако самые дорогие и ценные мои награды — это признание и благодарность моих учеников.
— Скажите несколько слов о вашем коллективе.
— Факультет начальных классов, где я работаю, один из лучших факультетов ДГПУ. Здесь хорошая посещаемость и успеваемость. Наши студенты во всех общеуниверситетских мероприятиях принимают самое активное участие. Это все благодаря опытному профессионалу своего дела, декану факультета, доктору наук профессору Зульпат Магомеддибировне. Многие наши студенты заняты наукой. Выступают на конференциях, представляют работы на конкурсы. Коллектив педагогов на факультете состоит из сплава опыта старших и задора молодых.
— Тельман Нурутдинович, в основном вы готовите специалистов для школ. Вот об этом и хотелось бы поговорить. Верите ли вы в воспитывающее обучение?
— Да, верю. Обучение не только в школах, но и во всех учебных образовательных учреждениях должно быть воспитывающим. Учебный материал учитель не просто доводит до учеников, а вырабатывает у детей правильную оценку, правильный подход к этому материалу: что хорошего содержит он в себе, как им воспользоваться, как уберечь детей от дурного влияния учебного материала, если он есть. Без этого обучение будет простой зубрежкой, неспособной задеть детей за живое, пробудить у них желание творить добро: помогать маленьким и старым, если они нуждаются в вашей помощи, постараться улучшить среду, отношение к окружающим, отношение к природе, к братьям нашим меньшим…
Современная школа потеряла много интересного из того, что имелось раньше: нет сегодня интернационального, трудового, патриотического воспитания. Раньше во всех уголках Отечества ты себя чувствовал, как дома: тебя уважали, помогали, верили, с тобой советовались. А сегодня скинхеды пришли на место пионеров и комсомольцев. Сколько добрых поступков совершали комсомол, пионерия, как они помогали старым, больным! А теперь? Молодежь должна жить полнокровной жизнью: у них должны быть свои положительные интересы, ясные, конкретные цели. Сейчас смело можно сказать, что большинство не интересуется учебой из-за того, что учеба, знания не востребованы, многие не могут трудоустроиться…
— Чем отличается хороший воспитатель от плохого?
— Только лишь количеством сделанных ошибок и размером причиненного детям вреда. Есть ошибки, которые хороший воспитатель делает только раз и, критически оценив, больше не повторяет, долго помня о них. Плохой воспитатель свои ошибки сваливает на детей. Кроме того, хороший воспитатель знает детскую психологию, знает, что интересует детей того или иного возраста, знает, что и в каком количестве давать при обучении, чтобы дети осилили этот материал и получили от этого истинное удовольствие, радость. Если перегружать и давать материал, который не интересует детей, они теряют к учебе всякий интерес. Хороший воспитатель живет жизнью детей, с ними делит радости и огорчения. Плохой – все делает для галочки, для отчета.
— Как вы думаете, классный руководитель сможет успешно осуществлять свою работу, если не будет «сотрудничать» с родителями ученика?
— Очень жаль, что часто процесс воспитания ребенка в школе идет вне такого сотрудничества, и это приводит к печальным результатам. Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребенка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.
— Как сильно может всколыхнуть детские души рассказ учителя о своей работе, своем детстве, своих любимых поэтах и писателях, своих любимых героях?
— Лишь живая душа оживит души.
— Тельман Нурутдинович, на ваш взгляд, каковы реальные цели воспитания в современной школе?
— На мой взгляд, настоящие цели воспитания — формировать культурного, нравственного человека. Ложные цели воспитания — человек натасканный, человек стандартизированный.
— Ваше самое ценное богатство?
— Бесспорно, семья. Родной край и его народ.
— Спасибо за интервью. Желаю Вам крепкого здоровья, долгих и счастливых лет.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам