Выше мы говорили о конфликте между Египтом и «гиксосами», а на деле конфликт заключался между Египтом и Передней Азией. Участников конфликта было четыре, на стороне Египта выступили Критское царство, являвшееся в то время ведущей мировой морской державой, и континентальная Греция (Микены-Ахияв). Крит и Микены-Ахияв являлись тогда самостоятельными независимыми царствами. Именно Греция и Крит сыграли решающую роль в изгнании «гиксосов» из Египта и Ближнего Востока до реки Евфрат. Сами греки и критяне об этих событиях никакой информации не оставили, об этом станет известно после раскопок, произведенных в Микенах в конце XIX века Генрихом Шлиманом, и раскопок, произведенных в начале XX века на Крите английским археологом Артуром Эвансом. Кроме того, в 1952 г. англичанин Майкл Вентрис расшифровал крито-микенское так называемое линейное письмо Б. Еще до этого, в начале XX столетия, в архивах Египта было обнаружено большое количество документов, написанных на папирусах по-гречески письмом Б (источники периода элланистического Египетского царства Птолемеев), имеющие отношение к Древней Греции, и другие материалы, что дало возможность ученым расширить круг вопросов по исследованию истории Греции.
Немалый вклад в эту исследовательскую работу внесли русские ученые, Россия дала миру целую плеяду выдающихся специалистов-эллинистов. Интерес к истории и культуре Греции в России был непреходящим, и на то были основательные причины: достаточно сослаться на ту роль, которую Греция сыграла в истории, культуре, в становлении православного христианства на Руси, в сфере образования. К примеру, в начале XVII в. в Киеве была основана Киево-Могилянская коллегия, где, кроме латинского языка, изучался и древнегреческий, литература, история и философия Древней Греции. В том же XVII веке в Москве была организована Славяно-греко-латинская академия. С начала XVIII века – века Просвещения – начался новый этап изучения в России истории и культуры Древней Греции.
В 1876 году по поручению Российского археологического общества в Микенах, находящихся на полпути между Аргосом и Коринфским перешейком, начал раскопки гробниц известный археолог Генрих Шлиман, который раскопал до этого в Малой Азии город Трою.
Немец по происхождению, подданный Российской империи, коммерсант по профессии, археолог-самоучка – он осуществлял эти раскопки на свои личные средства. Шлиман обнаружил в Микенах девять гробниц, из которых пять представляли собой шахты-могильники, остальные имели форму куполообразных сооружений. Там были обнаружены огромные клады примерно такого же уровня, что и знаменитый клад из гробницы фараона Тутанхамона. Описание всего того, что разыскал в микенских гробницах Генрих Шлиман, занимает том в более 200 страниц. Греческие археологи нашли в Микенах еще 24 гробницы, раскопки проводились в начале
50-х годов XX века.
Специалисты-археологи и историки, занимавшиеся экспертизой содержимого этих гробниц, пришли к выводу: золотые изделия из греческих гробниц имеют не греческое, а египетское происхождение. У специалистов возникли вопросы: откуда у ахейцев-микенцев это золото? По данным источников, «во времена микенских гробниц-шахт, а их современная наука относит к XVII веку до н.э., египтяне пытались освободиться от гиксосов – племен-завоевателей, захвативших часть страны на Ниле. Так не воинственные ли ахейцы с их тяжелыми мечами и длинными пиками помогли египтянам стряхнуть чужеземное иго, за что и были вознаграждены? На вопрос о том, как попали ахейцы в Египет, приверженцы этой гипотезы отвечают, что, вероятнее всего, им помог флот Крита. Не исключено, что он доставил их и обратно…».
Крит являлся в то время великой мировой державой, такого же примерно значения, как Египет, Хеттеское царство, Вавилон. Не только Эгейское, но в какой-то степени и Средиземное море стало Критским морем. Между Критом и Египтом были давние связи, и они существовали на протяжении многих веков. Современная наука утверждает, что развитию земледелия на Крите в немалой степени содействовали выходцы из Сирии, Анатолии, Передней Азии, причем связи с Малой и Передней Азией были более ранними, чем с Египтом. Как свидетельствуют историки, «в конце позднего неолита (5-6 тыс. лет до н.э.), по меньшей мере три тысячи лет подряд, волна за волной прибывали оттуда на Крит и Грецию земледельческие племена, смешиваясь с остатками племен собирателей и охотников, которые некогда оказались в Эгеиде, спасаясь от наступавшего в те времена ледника. Влияние анатолийско-переднеазиатского переселения вполне определенно сказалось уже около 4500 года до нашей эры».
В экономическом расцвете, характерном для Крита середины 3-го тысячелетия до н.э., большую роль сыграли начавшая свой мощный разбег металлургия, а также искусственное орошение, становлением которого эгейский мир во многом был обязан Двуречью. Оно дало возможность улучшить землепользование, добиться устойчивых урожаев. Верховным божеством для критян являлся культ богини Матери-Земли. И еще, со времен древней бронзы сохранились свидетельства о существовании на Крите наряду с культом богини Земли и культа Быка. Большинство исследователей в настоящее время полагают, правда, что Бык не являлся олицетворением бога, а скорее он был воплощением жертвенного животного. Вспомним, верховным божеством у хурритов являлся тоже образ женщины Матери-Земли. Относительно высокий в то время уровень развития ремесел и сельского хозяйства явился основой становления критской культуры, которая стояла у истоков европейской цивилизации, а то, что Крит был островом, не мешало, а благоприятствовало развитию связей с внешним миром. Блистательную крито-минойскую цивилизацию погубили природные катастрофы, зависть и алчность микенцев-ахейцев из континентальной Греции. Как и когда это произошло?
Примерно в 1700 году до н.э. на Крите произошло катастрофическое землетрясение: страна оказалась в руинах. Примерно около 1600 года до н.э. жизнь на Крите стала постепенно налаживаться, возобновилось строительство и был воссоздан флот, самостоятельные ранее города были подчинены власти царя Крита. Крит достиг вершины могущества, критский царь Минос подчинил своей власти многие земли Средиземноморья, в том числе и в материковой Греции, включая Микены. И тут снова гигантская катастрофа – извержение вулкана Санторин в 1550 г. до н.э. После этой катастрофы Криту уже не суждено было подняться. И это еще не все: гибель населения, голод и последовавшие вслед за этим болезни и эпидемии привели критскую цивилизацию к упадку. Около 1500 года до н.э. Крит был захвачен греческими племенами микенцев-ахейцев, в 1200 г. до н.э. на смену ахейцам на Крите пришли греческие племена дорийцев, передвигавшиеся из более северных районов на юг через Балканский полуостров. Исчезла великая цивилизация Крита, исчез язык и сам народ. Сейчас даже не знают, кем они были по этническому происхождению, считается – выходцами из Малой и Передней Азии. Следует отметить, что критское письмо (так называемое – линейное письмо А) еще не расшифровано, так что не так все безнадежно.
Наш интерес к критской цивилизации особенный. Напомним, у хурритов и критян один символ верховного божества – женщины Матери-Земли, больше ни у кого из древних этносов такой символики не было.
Как отмечалось выше, так называемые «гиксосы» (цари пастухов – в основном хурриты и касситы)» захватили Египет в 1710 году до н.э. и были изгнаны в 1560 году до н.э. Преследуя их, фараон Яхмос вторгся в Переднюю Азию, дошел до реки Евфрат, где был встречен объединенными силами хурритских племен. Ахмос с войском не смог перейти Евфрат и вынужден был вернуться в Египет, где занялся обустройством объединенной страны. Но попытки обосноваться на Ближнем Востоке и в Двуречье не прекращались, военные экспедиции на Восток продолжались и далее. В этот период произошло одно знаменательное событие: разрозненные хурритские племена Северной Месопотамии объединились в государство Митанни. Митанни существовало с 1525 года до н.э. до 1260 года до н.э. При этом следует отметить: к тому времени Хеттское царство, Вавилония, Ассирия уже существовали и претендовали на территории обитания хурритских племен, а тут еще новая опасность со стороны Египта. Государство Митанни консолидировалось вокруг хурритского племени Маиттан, отсюда и название государства Митанни.
Египетский фараон Тутмос I (1506-1494 гг. до н.э.) совершил поход на восток и дошел до реки Евфрат, но завоевания в Передней Азии оказались трудной задачей. Митанни стало ведущей региональной державой Месопотамии к северу от Вавилона, достаточно сослаться только на один факт: на протяжении 250 лет Ассирийское государство находилось под властью Митанни, и в это время золотая дверь входа в главное святилище ассирийцев находилась в качестве военного трофея в столице Митанни Вашшуканне. Митанни стали называть «могущественным царством Митанни».
В середине XV века к власти в Египте пришел крупный организатор и выдающийся полководец Тутмос III (1490-1436 гг. до н.э.), при котором Египет достиг наибольшего могущества в своей истории. Этот фараон совершил 17 военных походов за пределы Египта (из которых 15 вторжений было осуществлено в Переднюю Азию и Ближний Восток), разоряя целые области и угоняя в рабство бессчетное количество жителей и скота, грабя имущество. И, как свидетельствуют источники, «перейдя Евфрат, опустошил могущественную страну Митанни».
Десятки ближневосточных царьков подобострастно преклонялись перед этим выдающимся полководцем-завоевателем. «К ногам господина нашего падаем мы семь и семь раз…», заявляли они в своих обращениях к Тутмосу III. Он не вторгался в пределы Хеттского царства и Вавилонии, но их правители признали верховную власть египетского царя и присылали дары ему из драгоценных камней и прочего добра. И только один народ оставался непокоренным – хурриты, которые продолжали сопротивляться, несмотря на разорения, учиненные Египтом в Митанни», и массированное давление со стороны Хеттского царства и южных соседей – Вавилонии и Ассирии, свидетельствуют источники.
Был еще один период усиления Египта – при фараоне Рамзесе II (1301-1235 гг. до н.э.), который вознамерился вернуть бывшие в прошлом подвластными территории на востоке, но в сражении, состоявшемся в 1296 году в Сирии, где против Египта выступили объединенные силы Митанни, Сирии и Хеттского царства, не смог добиться успеха и вернулся ни с чем. Это был последний поход Египта в Переднюю Азию. Митанни просуществовало еще несколько десятилетий после этих событий. В начале XIII века до н.э. царь Ассирии Салманасар I дошел до города Каркемиш на Евфрате, разгромил митаннийские войска и пришедших им на помощь хеттов. Митанни уже не могло оправиться от этого поражения и распадается на «несколько мелких государств, попадающих под верховенство Ассирии», как свидетельствуют источники. Такая же судьба постигла и Хеттское царство, которое перестало существовать около 1190 года до н.э. Эти факты оставались малоизвестными в историографии. Даже «отец истории» Геродот и крупнейший греческий географ Страбон, хотя они оба родились в Малой Азии, ничего не знают ни об этих событиях, ни о государстве Митанни и Хеттском царстве. Одной из причин этого, возможно, явилось начавшееся в это время очередное «великое переселение народов». После этого этно-политическая ситуация в Передней Азии совершенно изменилась, на историческую арену вышли новые народы и государства, в их числе и хурритское государство Урарту, куда вошли и некоторые из малых «царств», на которые распалось Митанни.
В связи с изложенным возникает вопрос о материальных следах хурритской культуры: сохранилось ли что-либо от тех времен, и если да, то что именно?
Итак, об одном из объектов археологии (в данном случае митаннийской крепости, которую раскопала американская экспедиция из Пенсильвании под руководством Р. Старра и Э. Лачемана в конце 20-х – начале 30-х годов XX века). Результаты оказались совершенно неожиданными. «Для того, кто задался бы целью определить характерные черты митаннийской культуры, итоги этих раскопок оказались бы одновременно и плодотворными и обескураживающими», писали исследователи городища, сохранившегося от бывшего хурритского города-крепости Нузи, располагавшегося в 12 милях к юго-западу от современного Киркука. Объект точно датируется благодаря письму митаннийского царя Шаушаттара (около 1460 г. до н.э.)…
«Однако основным открытием экспедиции, несомненно, следует считать находку множества табличек – всего более 5 тыс. текстов, включая полные архивы отдельных семей на протяжении пяти поколений», свидетельствуют исследователи. Широко применялась распространенная в то время в Египте яркая глазурь. В центре дворца, «как обычно, находились широкие открытые дворы». В самом просторном из них, расположенном перед главным «залом приемов», стены имели нечто вроде раскрашенной облицовки под скатами крыши, венчающими карниз…
«Повсюду встречаются тщательно продуманные канализационные и очистные сооружения, включая туалеты, в которых действовала система смыва водой, подававшейся сверху по трубам. Роскошные ванные комнаты и туалеты примыкали к покоям, а вестибюли, через которые в них можно было попасть, были украшены впечатляющей стенной росписью»… «В домах двух братьев, Техип-Тилли и Шурки-Тилли, было найдено в общей сложности около тысячи табличек. В доме человека по имени Зиги обнаружена обширная коллекция медных предметов, включавшая наконечники стрел и копий, ножи и множество фрагментов пластинчатых доспехов, спекшихся в тяжелые комья.
Продолжение следует