Психологическая поддержка ребенка. Кризис трех лет

 Проблема воспитания детей всегда будет актуальной, т.к. вариантов правильного воспитания бесчисленное множество. Зумруд Фрейд в свое время сказал, что бы родители ни делали, они все равно воспитывают ребенка неправильно. В чем причина такого пессимистичного отношения? В том, что многие родители, находясь под давлением современных культурных установок, превращают нормальную жизнь в состязание, в игру между родителями и детьми. Вопрос: кто кого, так и висит в воздухе, когда родители жалуются на своих детей. В этом состязании ребенок пытается сохранить свои естественные проявления, а родитель настойчиво пытается заключить его в рамки культуры. Не все родители встают на тропу войны. Мы будем говорить о тех, кто эту ситуацию рассматривает как вопрос выигрыша и проигрыша. Когда родитель считает, что если не добьется послушания от своего ребенка, то проиграет, и это может нанести урон его самоуважению.
Получив в результате воспитания послушного ребенка с хорошими манерами, родитель принимает «заслуженную» похвалу от друзей, родственников и учителей. А те родители, которые не справились с поставленной задачей, – это «слабовольные, недостойные уважения личности».
«Ты позволяешь из себя вить веревки, он сидит у тебя на шее и т.п.» — слышит «никудышный» родитель.
Маленький ребенок, появившись на свет, не осознает, что его уже начали воспитывать, он просто хочет пить, есть, спать и быть любимым. Но у матери уже есть представление о том, как это надо правильно делать; очень часто ее график кормления и проявления любви не совпадают с желаниями ребенка. Тогда используется политика поощрений и наказаний. Поощрение – это игрушки и снисхождение к капризам, наказание – угроза потери любви, запреты и ограничения, физическое воздействие. Родителям кажется, что все так и должно быть. Они чувствуют себя ответственными за то, чтобы ребенок не научился плохим манерам. Многие такое воспитание называют любовью, хотя именно такое отношение и говорит об отсутствии любви к своему ребенку. Любящий ребенок, с их точки зрения, — это послушный ребенок, а непослушный – это враждебно настроенный.
Эта игра означает отсутствие веры в своего сына или дочь. Так, родитель считает, что ребенок – это «дикое животное», которое нужно приручить и сделать из него цивилизованное существо, и единственное средство для этого – власть и дисциплина. Воспитание, построенное на такой основе, превращается в игру: кто кого. И отношения становятся конфликтными и напряженными. Любовь, обусловленная подобными представлениями о воспитании, в своем крайнем проявлении доходит до реального отторжения ребенка. «Я тебя люблю, когда ты хороший мальчик», — говорит мать. Ребенок переводит для себя: мама не любит меня таким, какой я есть. Дети часто проявляют упрямство и настойчивость, свойственные растущему самосознанию, а мать становится жесткой и враждебной, и чтобы доказать ребенку свою правоту, родитель рассматривает конфликт как принципиальное явление, а не как обычную житейскую проблему. Ребенок это чувствует и агрессивно реагирует на подобное отношение к нему. Если же ребенку уступают, к примеру, из-за чувства вины или чтобы просто успокоить его, то он будет избалованным. Почувствовав свою слабость, в следующий раз родители будут поступать тверже, но дочь или сын, узнав, что можно добиться своего с помощью капризов, будет сопротивляться с еще большей силой. Круг замыкается, отношения между родителями и ребенком превращаются в состязание, которое принимает непрекращающийся характер. В одних ситуациях «побеждает» ребенок, в других – родители. Для ребенка эта игра также становится делом принципа. Он узнал, что добиться желаемого может, если перехитрит или перекричит «противника».
Дрессировка и обучение – это два разных подхода. Если мы дрессируем, то лишаем человека познания, если у нас нет веры в человека, то, значит, нет веры и в свои собственные силы, мы начинаем проецировать собственные проблемы на своих детей. Ребенок будет бессознательно глубоко обижен тем, что у родителей отсутствует вера в него, и тем, что его не принимают таким, какой он есть.
Необходимо дать ребенку возможность быть самим собой. Речь не идет о вседозволенности, этот тип воспитания приносит не меньший ущерб для личности. Всеразрешающий родитель также запутался в себе и не может дать ребенку твердых жизненных ориентиров.
Самодисциплина и саморегуляция должны заменить авторитарную систему воспитания, такой подход включает ответственность за удовлетворение потребностей ребенка, ему разрешают самому определять, когда и что он будет есть, исходя из того, что ему доступно; он сам определяет, когда и сколько его будут держать на руках; его не заставляют развивать контроль за выделительными функциями, пока он физически и психологически не будет готов к этому. Саморегуляция дает возможность матери принимать ребенка таким, каков он есть, ведь каждый ребенок физиологически развивается индивидуально. Родители, сторонники самодисциплины, будут развивать в ребенке те же качества. Ребенок должен обращаться к родителям за поддержкой и советом. Правила и ограничения необходимы, но они нежесткие и неизменные. Они должны укреплять безопасность ребенка, а не отнимать у него свободу. Те правила, которые налагаются на ребенка, должны соответствовать образу жизни родителей, т.е. мать и отец должны придерживаться тех же правил. Нельзя, чтобы у родителей были свои приоритеты, а у детей – свои. Любящий родитель – это не тот, кто наказывает или разрешает, а тот, кто понимает потребности растущего человека, понимает, что главное – это не слова, а чувства, выраженные в действии. Любящая мать – та, которая с удовольствием проводит время со своим ребенком и не возмущается требованиями уделить ему внимание. Чтобы понять, насколько мать любит свое дитя, нужно спросить: сколько времени она проводит с ним.
Если родители поощряют желание малыша самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно, а значит, и приносит родителям меньше тревог с точки зрения его личной безопасности. Малыш сам может решить, хочет ли добавки к обеду, какими игрушками хочет в настоящий момент играть, что будет рисовать и т.д. Конечно же, определенные рамки со стороны взрослых необходимы, ведь у малыша еще недостаточно развит самоконтроль, и он не умеет определять потенциально опасные ситуации, поэтому не всегда может уберечься от неудач, а иногда и травм. Стоит учесть, что умение ребенка предусматривать опасность – это тот навык, который требует формирования. Ребенок овладевает всем необходимым на собственном опыте. И если такого опыта он не получит, то просто не будет знать, что иголка острая, огонь жжет и т.п. Пусть малыш попробует пальчиком притронуться к кончику иглы и почувствует, что больно, в следующий раз он будет осторожно обращаться с этим предметом. Аналогично ребенка нужно вводить и в мир других опасных занятий.
Такие элементарные навыки самостоятельности позволят воспитать у малыша ощущение уверенности в себе, и это станет очень полезным уже в ближайшем будущем.
 

Продолжение следует.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам