Праздник всепрощения и поклонения

– Прежде всего, суть и значение веры заключается в том, чтобы улучшить нравственность людей, чтобы человек исправил себя и исправил общество. Если говорить об основах самой религии – ислама, то первое – это вероубеждение, на втором месте – улучшение нравов самого человека, на третьем – виды поклонения, на четвертом – взаимоотношения людей с обществом.
Нравственность по значимости идет сразу после вероубеждения, потому что цели и значения таких поклонений, как намаз, ураза, хадж, пост и так далее – улучшение нравов людей.
Ритуальная молитва должна предохранять человека от низких поступков.
Молитва и виды поклонения являются как бы тренировкой, а результатом является улучшение нравственности.
– Да, духовно-нравственная атмосфера в месяц Рамазан благоприятная, умиротворяющая, большую часть месяца, по крайней мере, в Махачкале, несмотря на вылазки экстремистов.
Нарушителей рекомендаций священного месяца такого уровня, как террористы, мы не будем трогать. Это отдельная тема.
Начнем со сквернословия. Вот такая картинка из жизни. В последнее перед Уразой-байрам воскресенье 13 сентября на скотном рынке к северу от Махачкалы было многолюдно. Народ запасался. Многие приехали купить несколько сахов пшеницы для подаяния. Проезд между рядами, не рассчитанный на двустороннее движение машин, беспорядочно загроможден, автомобили с трудом разъезжаются. Один из водителей высовывает голову из окна машины и громко нецензурными словами поливает других водителей. Все в недоумении, потому что помнят, какой сейчас месяц, попутчики пытаются одергивать сквернослова, этим, наоборот, разжигая пламя ненависти. Выражение ненависти к себе подобному и сквернословие в священный месяц может «испортить» пост?

– Не каждый мусульманин понимает суть самого поста. Есть такое изречение, где говорится, что не угоден Аллаху ваш пост, если вы ругаетесь и сквернословите. Если человека молитва не исправляет, то она может и отдалить его от Создателя.
Молитва, как будильник, часы, напоминает, что он смертен и что придется держать ответ перед Аллахом. Если человек отдает дань только ритуалу, не вникая в смысл самой молитвы, когда он внутренне не настроен на связь с Аллахом, выходит, что он получает мало «вознаграждений» и «иман» у него не твердый. К сожалению, большая часть мусульман у нас не понимает, что суть религии не заключается в соблюдении обрядов. Даже Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал, если кто-то будет посылать в твой адрес ругательства, ты можешь просто ответить: «Я соблюдаю пост». Это значит, что ты не имеешь права сквернословить.
Те, кто на практике выполнял заповеди и повеления Аллаха, ощущают их влияние на себе. Мы знаем очень много примеров, когда люди, принимая ислам, избавлялись от наркотической зависимости и других пагубных привычек.
– Магомед Тажудинович, наверно, существует статистика, подтверждающая, что во время месяца Рамазан обращений в наркологическую клинику гораздо меньше?
– Я сам лично не прослеживал это, но слышал, что уменьшается, потому что человек, у которого есть совесть и хотя бы капелька «имана», в этот месяц воздержится от употребления наркотиков. Даже заядлые курильщики воздерживаются от курения.
– Начинать разговение сигаретой можно?
– Нельзя. Начинать разговение с запретного – это грех. Получается, что этот человек не соблюдал уразу. Пост призван аккумулировать «иман» человека. А если у вас нет крепкого «имана», для воздержания от плохих поступков силы воли не хватит.
– Еще одна иллюстрация к разговору. Алкоголиком, например, Сиражутдина назвать нельзя, но выпить он любит. Собутыльник его держит уразу и только вечером позволяет принять рюмочку-другую. А вот Сиражутдин не подвергает себя испытанию голодом и считает, что можно и пить. Прохожие, попутчики в транспорте, с которыми ему приходится сталкиваться, пытаются его пристыдить: «В такой-то месяц!» А он уверен, что не совершает никакого греха. Вы согласитесь с этим?
– Есть такое утверждение, что спиртное удерживается в организме человека в течение 40 дней. Ученые доказали, что только по прошествии этого времени не остается следа от алкоголя. Хотя мусульманин в течение этого времени не пил и молился, молитва не будет принята, он не получит вознаграждения за нее. Не произойдет аккумуляции духовного заряда. Если этот человек в течение сорока дней воздержится от спиртного, молитва начнет, как лекарство, влиять на него. У меня на практике было очень много таких случаев. Если человек в месяц Рамазан вступит, очистившись от алкоголя, то он получает большое вознаграждение. Милость Аллаха может увеличиться во время поста во сто крат и зависит от искренности желаний человека.
– Если человек держит уразу, а вечером пьет…
– Это получается, что он одной рукой собирает вознаграждения, а другой «поджигает» их.
Есть утверждение, что человек со скверным сердцем подобен тому, кто собирает дрова, и на следующий день вновь отправляясь за дровами, собранные сжигает без пользы. Так «сжигается», «смывается» полученное свыше вознаграждение.
Некоторые ученые-богословы считают: чтобы ураза была принята Аллахом, человек должен улучшить свои нравы. Часть ученых считает, что ураза не может быть принята, когда человек сквернословит. Но на этом мнения ученых разошлись, а в том, что ураза «портится» при принятии пищи, все единогласны.
Суть и значение самого месяца Рамазан в том, что Аллах нам дает возможность и шанс, чтобы, сковывая деяния сатаны, люди в течение одного месяца зарядили свой духовный потенциал. Ученые доказали, что, кроме нашего физического тела, мы обладаем и духовным телом, и каждое из них нуждается в пище. Для духовного тела пища – это наше поклонение, которое мы приносим Создателю. А пост заботится о биологическом теле – человек делает «генеральную уборку» внутри себя, чтобы органы отдыхали.
Наилучшим способом разговения после голодания признан мусульманский пост. Пророк по канонам ислама рекомендовал, чтобы мы делили свой желудок на три части: для пищи, для жидкости и третья должна оставаться пустой.
Рекомендуется разговляться при помощи фиников, потому что они гасят аппетит. Если у человека нет фиников, то можно открывать уразу водой или другими фруктами и овощами.
– Отпускать уразу каждый день с точностью до минуты – это ведь не обязательно? Часто в месяц Рамазан становишься свидетелем, как пассажиры торопят маршрутное такси, чтобы успеть к этому моменту. Что ими движет?
– Их скорее торопит голод. Это внутренняя тяга к пище. Предпочтительно отпускать уразу после азана четвертой молитвы. Нет никакого греха, если человек воздержится и отпустит уразу чуть позже. Общее правило – мы должны воздержаться от пищи, чтобы понять, каково человеку, который не может получить еду в достаточном количестве… Воздержание от пищи – это и напоминание о том, что мы должны воздерживаться от греховных поступков.
– Больные, которые лечатся в больнице, даже в гастроэнтерологическом отделении тоже держат уразу, рассуждая так: горькие инъекции не портят уразу, а от таблеток и пищи отказываются. Это ведь наносит вред человеку. Если пост призван приносить пользу человеку, как Аллах принимает его соблюдение вопреки собственному здоровью?
– Аллах не возлагает на человека больше, чем он осилит, и не возлагает на человека то, что ему может принести вред. Наносное в исламе – то, что не соответствует образу жизни человека, придуманное, привнесенное кем-то специально или неосознанно, словно вирусы, надо отсеять через сито истины. Ислам – кристально чистая религия, призванная приносить человеку пользу. Разрешается не соблюдать пост беременной или кормящей женщине, путнику, немощному старцу и больному человеку. Если врач говорит: «Тебе нельзя соблюдать пост», он должен подчиниться. Если он ослушается врача, то он заработает грех. Если врач-мусульманин, знающий пользу и вред поста, не рекомендует его больному, а тот самовольничает, то он выступает против воли Аллаха.
Религия рекомендует в каждом вопросе обращаться к знатоку, специалисту. А в медицине специалист – врач, и он знает, что полезно больному, а что вредно.
– Во время поста мусульманин сдержан в плохих поступках, в пище. Иногда эта сдержанность оборачивается скупостью. Фариза – уличная попрошайка в наступлении месяца Рамазан видела свои интересы. Но ее ожидания, что в священный месяц будут подавать больше, не оправдались. Это Фаризе не повезло или мусульманин должен быть менее расточителен в это время?
– В Коране сказано: те, кто собирает богатства и не расходует на пути Аллаха, на благотворительность и на нужды людей, подвергнутся мучительному наказанию. Какую-то часть состояния они должны выплачивать как «обязательную милостыню». Но дело в том, что сейчас много аферистов, живущих подаяниями. Тем более в Махачкале, где много щедрых людей. По этому случаю было высказано замечание в Центральной мечети: многие попрошайки, не имея понятия о религии, приезжают, как на заработки, в Дагестан, а у себя на родине имеют хоромы.
– Когда подаешь, рекомендуется оказывать предпочтение мусульманам или все равны?
– Предпочтение отдается только при обязательной милостыне во время Курбан-байрама. Это расценивается как помощь мусульманам. А любую другую милостыню можно подавать, не разбираясь в вероисповедании. Все люди являются рабами Аллаха.
– Меценаты стараются оказывать финансовую помощь, особенно мечетям, именно в месяц Рамазан.
– Это тоже объясняется тем, что за благое деяние, совершенное в этом месяце, вознаграждение увеличивается.
– Ваш сын работает в арабских странах, да и Вы сами, Магомед Тажудинович, наверняка были свидетелем, что на мусульманском Востоке ГIидуль фитIри да и сам месяц Рамазан проходит немного по-другому. Диана, выпускница Даггосуниверситета, вернувшаяся на днях со стажировки из Египта, с восторгом рассказывала, как встречали священный месяц там. Все украшается фонариками, сердечками и другими красочными атрибутами праздника…
– Радоваться надо, когда приходит священный месяц, потому что люди становятся добрее. Милость Аллаха увеличивается, силы сатаны сковываются. Меньше людей, которые мешают вашим деяниям. И преподаватели становятся добрее и могут пойти на уступки. Таков месяц Рамазан, мы просто не полностью оценили все блага, которые он предоставляет человеку. Сподвижники Пророка после того, как завершался пост, просили, чтобы Аллах принял его. Остальные шесть месяцев обращались с просьбой дожить до следующего месяца Рамазан. В этот месяц Аллах показывает свою милость и желательно встретить и завершить уразу празднично. Праздник разговения несет в себе поклонение и всепрощение. Мы свою радость делим с живыми и с нашими ушедшими в мир иной предками. Выходя из дома на какое-то хорошее дело, вознамеривайся на Аллаха, и придет вознаграждение.
С наступающим праздником ГIидуль фитIри, земляки!
– Да примет Аллах все наши молитвы!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

На тротуарах Махачкалы установят тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению

Тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению планируется установить на тротуарах Махачкалы, сообщили «МИ» в управлении транспорта, связи и...

В Махачкале пройдет молодежный антикоррупционный форум

Пятый республиканский молодежный антикоррупционный форум стартует 13 декабря на базе исторического парка «Россия – Моя История» в Махачкале, сообщили...

В Махачкале задержали «охотников» за компроматом

Полицейские в Махачкале задержали двоих подозреваемых в разбойном нападении на мужчину для хищения его телефона с компроматом, сообщили 8...

В Махачкале с участием горожан обсудят благоустройство набережной и Эльтавского леса

Первый проектный семинар по благоустройству набережной в Махачкале и Эльтавского леса состоится 11 декабря. В открытом обсуждении проектов смогут...

Махачкалу и Омск свяжет прямое авиасообщение

Авиакомпания Red Wings запустит прямые рейсы между Махачкалой и Омском. Открыть авиасообщение планируется в 2022 году, сообщил журналистам генеральный...

В Махачкале пройдет первый фестиваль национальной книги России

Первый фестиваль национальной книги России и ежегодная дагестанская книжная ярмарка «Тарки-Тау» пройдут в Махачкале с 9 по 11 декабря,...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам