Кризис трех лет – это период в жизни малыша, когда он любой ценой должен доказать право на самостоятельность решений, на собственные желания и потребности, которые не зависят от воли взрослых, которые его окружают. Причем если ребенку не удастся убедить в этом, в первую очередь, самого себя, в будущей жизни ему будет чрезвычайно трудно.
В это время происходит перелом устоявшихся взаимоотношений между ребенком и взрослыми. К концу раннего возраста у малыша возникает тенденция к самостоятельности, которая обусловливает не только появление этой самостоятельности, заметной внешне, но и одновременно отделение ребенка от взрослого. До этого малыш воспринимал людей, которые его окружают, как часть себя. Теперь детская жизнь начинает переходить в мир взрослых людей.
Опять родители с удивлением наблюдают проявления упрямства, непослушания, своеволия, протеста, бунта со стороны малыша.
И если в возрасте одного года ребенок просто делал, или, по крайней мере, пытался делать все по-своему, то теперь такое поведение сопровождается словами «я сам». И действительно, ребенок пытается все делать самостоятельно или еще чаще делает наоборот: когда зовут обедать, отвечает «не хочу», когда предлагают собираться на прогулку, утверждает, что не хочет, и тому подобное.
Что же произошло? Дело в том, что ребенок впервые осознал себя как личность, отделил себя от родителей. Отныне он сам стремится стать взрослым, действовать так, как действуют старшие. Конечно, это ему не всегда удается, потому и вызывает протест и негативизм.
Что могут сделать родители? Выход таков: проявить максимум терпения, предоставить ребенку как можно больше самостоятельности в тех сферах, где это возможно. Таким образом, малышу нужно больше свободы действий.
Конечно же, в настоящий момент все по-другому, малыш уже достаточно взрослый, чтобы его можно было просто отвлечь от немедленного осуществления какого-то конкретного желания.
Руководить поведением трехлетнего малыша становится намного тяжелее. Отныне нельзя просто навязывать ему свою волю, конечно, речь не идет о крайних случаях, например, когда проявление самостоятельности может навредить ребенку.
Как действовать в таких ситуациях? Проявить максимум терпения, предоставить ребенку право выбора, можно заранее предупреждать малыша, например, о том, что «скоро мы пойдем гулять, ты завершай игру и начинай собираться». Увидите, что и в самом деле вскоре ваш ребенок будет готов отправиться на прогулку.
Если родители поощряют желание малыша самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно, а значит, и приносит родителям меньше тревог с точки зрения его личной безопасности. Малыш сам может решить, хочет ли добавки к обеду, какими игрушками желает в настоящий момент играть, что будет рисовать и т.д. Конечно же, определенные рамки со стороны взрослых необходимы, ведь у малыша еще недостаточно развит самоконтроль, и он не умеет определять потенциально опасные ситуации, поэтому не всегда может уберечься от неудач, а иногда и травм. Стоит учесть, что умение ребенка предусматривать опасность – это тот навык, который требует формирования. Ребенок овладевает всем необходимым на собственном опыте. И если такого опыта он не получит, то просто не будет знать, что иголка острая, огонь печет и т.п. Пусть малыш попробует пальчиком притронуться к кончику иглы и почувствует, что больно, в следующий раз он будет осторожно обращаться с этим предметом. Аналогично ребенка нужно вводить и в мир других опасных занятий.
Такие элементарные навыки самостоятельности позволят воспитать у малыша ощущение уверенности в себе, и это станет очень полезным уже в ближайшем будущем.
Родителям нелегко и
с гиперактивными детьми
В последнее время все больше и больше родителей сталкиваются с термином «гиперактивность». Им приходится слышать это слово от воспитателей в детском саду, учителей, психологов и даже случайных прохожих, наблюдающих за поведением ребенка. Очень часто подобный «ярлык» вешается без разбора на любого просто активного ребенка. Давайте разберемся, что конкретно подразумевается под этим «диагнозом» — гиперактивность.
При взаимодействии с гиперактивными детьми родители, как правило, испытывают много трудностей.
Иные пытаются жесткими мерами бороться с «непослушанием» ребенка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жесткую систему запретов. Некоторые, слыша в детском саду, в школе и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).
Однако и те, и другие демонстрируют неспособность выработать последовательную оптимальную линию поведения в отношениях с ребенком, поэтому их действия малоэффективны.
Основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: недостаток эмоционального внимания, подменяемого физиологическим уходом, недостаток твердости и контроля воспитания, неумение воспитать навыки управления гневом, так как чаще всего сами не обладают этими навыками.
С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с таким ребенком учебное задание, желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона.
Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего быстро присоединится к настроению взрослого. Родительские эмоции захлестнут его и станут препятствием для агрессивных действий.
Соблюдение дома четкого распорядка дня – еще одно из важнейших условий продуктивного взаимодействия с гиперактивным ребенком.
И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же привычное для ребенка время.
Чтобы предотвратить перевозбуждение, ребенок должен ложиться спать в строго определенное время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил.
По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих эмоциональному возбуждению.
Гиперактивному ребенку полезны спокойные прогулки перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно поговорить с ним наедине, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.
Родителям гиперактивных детей необходимо, в первую очередь, сосредоточить усилия на том, чтобы сгладить напряжение и дать ребенку возможность реализовать его потребности.
Как правило, ребенок проявляет признаки гиперактивности в гораздо меньшей степени, оставаясь один на один со взрослым, особенно в том случае, когда между ними налажен хороший эмоциональный контакт.
Когда таким детям уделяют внимание, слушают их и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности.
Неоценимую помощь гиперактивному ребенку оказывают релаксационные упражнения, очень полезен массаж. Они помогают ребенку лучше осознавать свое тело, а также контролировать двигательную активность.
Ну и самое главное – гиперактивным детям особенно необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии. Ребенку жизненно важно знать и чувствовать, что мама и папа любят его таким, какой он есть, независимо от его поведения и поступков. Любят просто потому, что он есть в их жизни.
Всем детям также необходима психологическая поддержка со стороны родителей.
Подлинная поддержка ребенка взрослыми должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон.
Даже если ребенок не вполне успешно справился с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:
«Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим», «даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это будет полезным уроком», «все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты учишься».
Говоря подобное, взрослый поможет ребенку достичь уверенности в себе. Центральную роль в развитии у ребенка уверенности в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей в него. И для того, чтобы поддержать ребенка, родители сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.