Метаморфозы любви. Тарикат Маулавийя

Для сведения сообщаем, что наш автор включен в состав энциклопедии «Современный ислам России в лицах и деяниях» как «один из ярких представителей мусульманской мысли» с посвящением ему соответствующей именной алфавитной статьи. Кроме того, напоминаем, что суфизм в современном его понимании, так же как и при первоначальном формировании, существенно отличается от того явления, которое у нас теперь принято подразумевать под этим названием. Дело в том, что многие привыкли подменять сложную духовную цель в виде стремления к постижению Божественной Истины простыми средствами ее достижения в форме выполнения муридом (саликом, послушником) различных вирдовых обязательств, принимаемых им на себя от учителя-наставника в лице устаза, шейха.
С этими примечаниями предлагаем вашему вниманию краткие сведения о ряде тарикатов, избранных автором для освещения из нескольких десятков, существующих в исламском пространстве современного мира, исключая тех, данные о которых ранее мы публиковали (Накшбандийя, Кадирийя, Шазилийя).
Известный в средневековом центрально-азиатском государстве Хорезмшахов ученый-юрист (факих) Мухаммед ал-Хусейн ал-Хаттаби ал-Балхи родился в 1148 году и до 1215 года жил в городе Балхе, расположенном в Афганистане. Он преподавал исламские науки под псевдонимом Баха эд-Дин Валада и, будучи признанным духовным авторитетом, тесно смыкался с последователями шейха Нажмудина ал-Кубра, именем которого в последующем назвали популярный суфийский тарикат Кубравийя.
Поскольку суфии во все времена имели сложные отношения с представителями властей различных государств, от которых в основном предпочитали держаться подальше, попал в немилость к шаху Ала эд-Дину и Хусейн ал-Балхи, который жестко критиковал правителя в своих проповедях.
Когда над ученым «сгустились тучи» и стала очевидной угроза заключения в темницу, он вместе с семьей и группой учеников под предлогом паломничества в Мекку в 1215 году спешно покинул Балх и направился на Запад.
В городе Омара Хайяма Нишапуре ал-Балхи имел встречу и продолжительную беседу со знаменитым мистиком того времени Фарид эд-Дином Аттаром, который, указав на его семилетнего сына Джалал эд-Дина, сказал: «Недалеко то время, когда он воззожжет огонь веры в скорбящих по духовному миру сердцах». С этими словами Аттар подарил мальчику свою Книгу тайн, с которой последний не расставался всю свою жизнь.
Примечательно, что за полтора века до этого события в этом же городе произошла встреча двух других людей, которые впоследствии стали мировыми знаменитостями: Омара Хайяма и духовного учителя многих поколений мусульманских мыслителей, родоначальника «интеллектуального суфизма» Абу Хамида ал-Газали. Тогда Хайям имел в Нишапуре собственную обсерваторию, и в один из дней, когда он занимался своими исследованиями, к нему явился маленький Газали, которому было не больше десяти лет, и затеял очередную дискуссию со знаменитым астрономом. Хайям, несмоторя на большую разницу в возрасте, с уважением относился к своему оппоненту и включился с ним в спор на избитую тему «Что есть Истина?». Когда в разгар спора раздался азан, зовущий мусульман к молитве, Абу Хамид молвил: «Вот и пришла Истина» и покинул обсерваторию, направляясь в мечеть. Омар Хайям впоследствии с восхищением рассказывал об этом случае своим ученикам.
…Пожив в нескольких городах Малой Азии, семья Валада ал-Балхи обосновалась в Руме – западном сельджукском султанате, где Джалал эд-Дин не только вырос и получил блестящее по тем временам образование, но и женился на Джавхар-Хатун, дочери известного ученого-богослова ас-Самарканди.
В 1228 году ал-Балхи стал преподавателем, а затем и директором духовного учебного заведения – медресе в крупном городе Конья, а после его смерти, наступившей через три года, сын Джалал эд-Дин унаследовал эту должность. Очень скоро он стал известен как талантливый суфийский проповедник и наставник под псевдонимом Руми, вокруг которого стали собираться любознательные ученики.
Со временем Руми приобрел широкую популярность не только как учитель и суфийский наставник, но и как поэт-мистик, оригинальными произведениями которого восхищаются до сих пор как на мусульманском Востоке, так и на христианском Западе.
Мистическая поэзия Руми – это нечто особенное как в суфизме, так и в литературе. Ему удалось доступным образом осуществить почти невозможное – провести тематическую линию любви к Богу через поэтическую расшифровку потаенных смыслов удивительных аятов Корана. Любовь просматривается в его творчестве как эмоционально-нравственное явление высшего порядка, которое имеет много уровней, значений и граней. Они определяют сложный и в то же время яркий процесс метаморфозы Любви, что трудно представить тому, кому это не пришлось пережить.
Действительно, любовь Творца к творению является залогом любви человека к Создателю и своему ближнему. Любовь по своей природе метаморфостична и не может быть обусловлена искусственными векторами и надуманными ограничениями. Она очень мало зависит даже от воли того, от кого исходит, за исключением любви Создателя к творению.
Руми находит тему Любви в стихах Корана, которые, по его утверждению, передают не только прямой смысл, но и имеют семь различных уровней аллегоричных значений.
Творчество Джалал эд-Дина оказало огромное влияние как на его современников, так и на последующие поколения не только мусульманских поэтов, но и европейских авторов.
Когда духовное наследие Руми стало доступным западному читателю, многие представители культуры и литературы христианского мира почувствовали на себе влияние этого мусульманского мистика. Об этом известный суфийский автор Идрис Шах пишет следующее: «Арабы, а также мусульмане Индии и Пакистана считают Руми одним из величайших мистических учителей. Степень его воздействия было бы очень трудно определить, но следы его влияния можно обнаружить в литературных и философских произведениях различных школ. Доктор Джонсон сказал о Руми: «Он раскрывает перед странником секреты Пути Единения и делает явными тайные Пути Вечной Истины». Даже поверхностный обзор многочисленных ссылок на арабские материалы, сделанных Чосером, может служить доказательством суфийского влияния литературной школы Руми… Он оказал значительное идейное и литературное влияние на Запад. Благодаря тому, что в наше время большинство его трудов было переведено на западные языки, это влияние еще более усилилось… Профессор Арберри считает Руми величайшим мистическим поэтом в истории человечства».
Знаменитое шеститомное поэтическое произведение «Маснави манави» («Поэма о сокрытом смысле») в форме духовных двустиший Руми писал в течение 43 лет. Его чтение в оригинале вызывает у читателя не только душевный восторг, но и сложные эмоциональные и умственные переживания. Поэтому современники называли «Маснави» Кораном на персидском языке.
Джалал эд-Дин в своей особой системе обучения послушников использовал диалоги и монологи, интеллектуальные, физические, физиологические и психические упражнения, размышления и медитации, а также многое другое в сочетании со стимулированием активной жизнедеятельности или отходом к состоянию абсолютного телесного и душевного покоя.
В этой системе обучения важное место занимали музыка и танцы. За мистические радения в форме круговых движений под аккомпанемент свирели и других музыкальных инструментов последователей Руми назвали «крутящимися дервишами». Персидским словом «дервиш» принято именовать бродячего пилигрима-богомольца-аскета, живущего духовным миром.
В одном из своих наставлений ученикам Руми написал: «Молитва обладает формой, звуковым выражением и физической реальностью. Все, что связано со словом, имеет физический эквивалент, а каждой мысли соответствует определенное действие».
Согласно учению Руми, обычный человек, не обладающий особыми задатками, является незрелым в области мистицизма, однако и он в состоянии достичь при большом желании и надлежащем старании заметных успехов в деле реального достижения определенных целей духовного предназначения.
Одним из важных выводов, к которым приходит Руми в своих мистических трудах, является то, что истинная религия имеет мало общего с представлениями о ней. По его мнению, в этом мире не существует и не может существовать никаких подобий тому, что называют Престолом Бога, Ангелами или Днем Воскресения. И потому используемые по необходимости понятия и сравнения дают грубые и неадекватные представления о совершенно иных вещах, коих трудно или невозможно изобразить доступными человеку словами и образами, чувствами и ощущениями.
В сборнике своих оригинальных мыслей и высказываний, которому Руми дал необычное название «Фихи ма фихи» («В нем то – что в нем»), автор написал: «Иисус – внутри вас, ищите его поддержки. Но не надо пытаться с помощью Моисея, находящегося внутри вас, удовлетворить желания фараона».
Джалал эд-Дин отмечает, что духовно продвинутый суфий, в отличие от обычного верующего, воспитанного на традициях и привыкшего думать на одном обусловленном некими внешними факторами уровне, думает сразу на нескольких различных уровнях. Поэтому их представления о Боге могут иметь существенные отличия.
Руми советует искателю Истины не связывать себя с кирпичом стены, от которой отражается свет, а искать его подлинный источник.
В то время, когда некоторые суфийские наставники призывали послушников вести аскетический образ жизни и полностью уходить от мирской суеты, включая обычную работу и всякую деятельность, Руми выражает несогласие с подобным наставническим направлением. Он указывает, что занятия повседневной работой, особенно ремеслами и творческим трудом, развивают личность, которая без определенного объема знаний и багажа умений не может считаться в полной мере состоятельной. А развитие и совершенствование личности, по его мнению, является необходимым условием достижения искателем поставленной цели.
Руми пользовался такой популярностью в различных слоях народа, что правящая элита даже предложила ему трон султана. Но Учитель как настоящий суфий наотрез отказался от такого «лестного» предложения и предпочел заниматься духовной деятельностью в окружении многочисленных учеников, среди которых были люди разных национальностей и вероисповеданий.
Огромное воздействие на творческую и наставническую деятельность Руми оказал известный странствующий дервиш из Тебриза Шамс эд-Дин, под влиянием которого он из «суфия-трезвенника-реалиста» постепенно превратился в «опьяненного Божественной любовью» лирика-мистика-мечтателя, вдохновение которого породило чудесные поэтические произведения.
Тарикат, основанный Руми, получил название Маулавийя, которое произошло от титула «Маулана», означающего «наш господин». Так ученики величали своего Учителя, выражая ему свое почтение.
После смерти Руми в 1273 году орден возглавил Хасан Хусмадин, которого называли вдохновенным гением «Маснави». А после него тарикат возглавил сын Руми Баха эд-Дин Султан Валад, который в своих сочинениях развил учение отца, в котором эмоциональные и эстетические мотивы обрели новые импульсы.
Джалал эд-Дин Руми после себя оставил не только действующий и поныне в ряде регионов мусульманского мира тарикат, но и огромное философское, литературное, богословское наследие. Многотомное собрание его сочинений издано в Тегеране и Лондоне. Большинство из них посвящено беззаветной Любви к Богу. Эти произведения безусловно относятся к высшим мировым достижениям человеческой культуры и мысли.
Данный материал уместно завершить следующим неординарным высказыванием Руми: «Мы пришли из мира беспредельного, но принадлежим миру предельному – закрой дверь во второй и открой в первый».
Продолжение следует 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам