Кодекс чести. Тарикат Сухравардийя.

Шихаб эд-Дин подолгу и успешно учился у разных учителей-наставников, в частности, он изучал философию, богословие и право в городе Мераге у шейха Меджида ал-Джили. Его соучеником в одно время был ставший позже знаменитым богословом и философом Фахр эд-Дин ар-Рази, которого и поныне считают одним из классиков мусульманской мысли. После окончания очередного этапа учебы Сухраварди некоторое время жил в Исфахане, где близко познакомился с учением Абу Али Ибн-Сины (Авиценны) и его последователями. Здесь по просьбе друзей и почитателей он написал на персидском языке свой первый трактат «Бустан ал-кулуб» («Сад сердец»). Продолжая совершенствоваться, Сухраварди учился у одних и обучал других, он много путешествовал, подолгу общаясь со знаменитыми учеными и суфиями своего времени.
Тарикат Сухравардийя принято считать относящимся к суннитскому направлению в исламе и шафиитскому мазхабу (правовой школе шариата), хотя отнесение суфийских орденов к той или иной исламской ветви является весьма условным.
Из источников известно, что Шихаб эд-Дин в свое время принимал наставления от брата знаменитого во всем мусульманском мире Абу Хамида ал-Газали шейха Ахмеда и сам был учителем великого персидского поэта-мистика и странствующего суфия-дервиша Саади из Шираза.
В Багдаде Сухраварди преподавал в известном университете Низамийя, основателем которого был просвещенный визир Халифата и меценат Низам ал-Мулк.
Получив духовный статус суфийского наставника-учителя, Сухраварди основал на древних багдадских руинах на берегу Тигра рибат (школу-обитель). Это заведение стало не только центром религиозно-мистического просвещения, но и убежищем для некоторых суфиев, подвергавшихся преследованиям со стороны власть имущих.
Сухраварди не был аскетом и отшельником в общепринятом смысле этих слов, хотя время от времени уединялся от людей на более или менее продолжительное время и вообще вел очень скромный образ жизни. Но это не мешало ему поддерживать хорошие отношения с правителями Халифата или даже выполнять функции их посла по особым поручениям. Он совмещал такую работу с обязанностями суфийского наставника и одновременно выступал в качестве научно-практического консультанта по религиозно-мистическим вопросам. Об этом аспекте деятельности Сухраварди арабский ученый и путешественник Ибн Халликан в своей книге «Вафайят» пишет следующее: «Я встретил людей, которые слушали его лекции и останавливались в его халва (место медитаций и радений в обители – М.И.), где обучались под его наставничеством, как это принято у суфиев. Они мне рассказывали, какие странные испытывали ощущения, когда им удавалось достичь экстатического состояния (ахвал). Он прибыл в Ирбил как посланец багдадских властей и устраивал собрания для обсуждения религиозных вопросов, но мне так и не удалось увидеть его, ибо я был слишком молод. Он часто совершал паломничества в другие страны и иногда жил недалеко от Каабы. Многие из современных ему суфиийских шейхов переписывались с ним, обращались к нему за помощью при решении сложных вопросов и искали его совета в форме фетвы (обоснованного и компетентного заключения по той или иной теоретической или практической проблеме, связанной, как правило, с религией, философией, юстицией – М. И.).
Ученики Шихаб эд-Дина распространили его учение по всему мусульманскому миру – от Индии до Африки. От этого тариката в разное время отпочковались различные духовные школы, связанные с основным орденом мистическими узами.
Полноправным наследником Сухраварди стал его сын Имадудин, а после него орден возглавил отпрыск последнего – Абдурахман. Они способствовали тому, что ответвления и филиалы (фуру) Сухравардийя стали действовать в различных областях и городах Туркестана и Индостана, Ирана и Афганистана, привлекая все больше муридов и других сторонников.
Основные принципы тариката изложены в книге Абдулкахира Сухраварди «Адабуль муридин» («Наставление муриду»), которые получили свое развитие и новое значение в труде Умара Сухраварди «Аварифуль маариф» («Дары Божественного Знания»).
Эти и другие труды ученых-мистиков, являющиеся теоретической базой данного тариката, можно объединить под общим названием «Кодекс чести», соблюдение требований которого считается необходимым условием нравственного воспитания и духовного совершенствования личности адепта.
В Сухравардийя уделяется особое внимание искреннему служению Господу, прозрачному взаимоотношению между учителями и учениками, открытости в дискуссиях, а также защите корпоративной чести и личного достоинства мурида.
Примечательно, что с одним из прямых потомков и наследников Шихаб эд-Дина состоял в переписке великий русский духовный мыслитель и писатель Лев Николаевич Толстой. Осенью 1907 года он получил из Калькутты от известного индийского философа, юриста и издателя Абдуллаха ал-Мамуна Сухраварди сборник хадисов (изречений) пророка Мухаммеда на английском языке под названием «Sayings of Mohammed». Л.Н.Толстой не только читал эту книгу, но и использовал ее содержание в своих сочинениях, в частности, в трудах «На каждый день» и «Круг чтения», о чем информировал своего индийского респондента. Хадисы из этого сборника не только вошли в произведения Толстого, но и вышли отдельной книгой в 1910 году в московском издательстве «Посредник» в серии «Замечательные мыслители всех времен и народов». На титуле значится ее необычное название: «Изречения Магомета. Избраны Л.Н.Толстым».
В России не отмечена сколько-нибудь заметная деятельность тариката Сухравардийя ни в прошлом, ни в настоящем. Но российские мусульмане, знакомые с духовно-мистическим учением этой школы, с глубоким почтением относятся к его носителям, призывающим людей не только к постижению Божественной Истины, но и к милосердию и добру, любви и миру. 
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам