Как сказал в беседе со мной заместитель главы администрации Кировского района г. Махачкалы Малик Маликов, наводнение произошло из-за неудовлетворительной работы коллектора К-4, который проходит по территории Учхоза (федеральная земля) и находится в ведении Министерства мелиорации. Коллектор не очищался с 1992 года и на всем протяжении заилен и зарос камышом. Когда пошли обильные дожди, коллектор, плавно переходящий в небезызвестную речку Воняйку, прорвался, и вода разлилась по улицам жилого массива.
Больше всего, наверное, досталось детскому саду «Ромашка». Воды здесь было по колено, и насосы аварийной службы с трудом ее откачивали. Но не успела заведующая детсадом Надежда Баматова привести в порядок затопленные подъезды и электросчетчики, как в начале ноября вместе с ливневыми дождями пришло новое затопление. Но, к счастью, в этот раз детсад пострадал меньше.
Ноябрьские дожди принесли большие проблемы жителям улицы Кундухова. Эта улица также зависит от состояния коллектора и вышеназванной речки. Кроме того, на этой территории, как говорят специалисты, необходим дренаж. Но больше всего в эти ноябрьские дни пострадали жители поселка «ВПЧ-3», находящегося на территории Махачкалинской нефтебазы. Чтобы добраться до этого поселка, нужно перейти железнодорожные пути (кстати, они тоже залиты водой, и около стальных рельсов даже появилась зеленая травка). Со стороны нефтебазы на поселковой улице большое «озеро», по его «берегам» кирпичи, даже в резиновых сапогах по этой улочке пройти сложно. Зато главная улица почти сухая…
По дороге бодро вышагивала круглолицая женщина, представившаяся Людмилой.
— Посмотрите, это я сегодня в туфлях, а последние две недели ходила в высоких резиновых сапогах. С этими дождями все «первухинские» сточные воды стекают к нам.
Посмотрите, в одноэтажных частных домах мебель плавает, люди ходят по колено в воде… Очень хотелось бы, чтобы администрация района и нашего города обратила внимание на это болото, сделала дренаж, потому что там много подземных источников, вода постоянно поднимается, и сколько ее не откачивай, прибывает.
О поселковом болоте рассказала Алипат Исаева, вдова участника ВОВ, живет здесь уже пятнадцать лет.
— Это болото дольше меня живет. В 30-е-40-е годы здесь тоже вода стояла, но тогда она уходила на нефтебазу и через отстойные колодцы уже чистая отправлялась в море. Никаких затоплений не было. Когда предприниматель Шамиль Исаев поставил мини-завод, он эти колодцы засыпал.
В бедах поселка Алипат Исаева и другие старожилы склонны винить новых дагестанцев, тех, кто строит коттеджи и небольшие предприятия из красного кирпича. Но дело- то в том, что страдают все: поселковое болото затопило не только скромные домостроения, но и солидные коттеджи.
Артур Гаджимусиев живет в поселке с 1985 года, сначала он работал в военизированной пожарной части, сейчас – в транспортной милиции.
— Когда я впервые появился в этом поселке, здесь было всего четыре дома, и вопрос с канализацией практически не стоял, естественные отстойники нас вполне устраивали. Но, когда под железной дорогой сделали два прокола и к нам пошла сточная вода из «Каспия – 2», Семендера, Красноармейского, уровень воды нашего озера за счет этих сточных вод поднялся, оно стало болотом. И вот теперь каждую осень в ноябре нас затапливают. Первый раз в этом году нас затопило даже раньше – в сентябре.
В кабинете заместителя начальника пожарной части Магомедафиса Юсупова вода поднималась до 80 сантиметров.
— С 4 ноября у нас работали две переносные насосные станции. Приехали две машины МЧС: одна из Кизляра, другая из Дагестанских Огней. Но приехали без топлива, а вы знаете, за одну минуту работы насосная станция сжигает пять литров топлива: в час уходит 66 литров. Хорошо, что солярку дало руководство нефтебазы.
Проработали они более двух недель, а потом, вероятно, не получив топлива, не добившись благоприятного ответа, начали складывать свои вещи.
Как мы выяснили, руководство МЧС дало задание забрать насосы…«Рукава» этих насосов лежат у нас, а они очень дорогие, так что, думаю, этот вопрос до конца не решен, тем более что и вода с улиц поселка выкачана не вся.
— Как Вы считаете, ситуация может стабилизироваться?
— Нет. Выкачивание воды – это временное явление. Пока не решится вопрос стационарного или отводного трубопровода – это будет продолжаться. Выход у нас один: необходимо сделать стационарный отвод воды. Недалеко от поселка буквально в 800 метрах есть пропарка нефтебазы, где промывают вагонные системы, под землей на 6-метровой глубине идет канализационная труба. Если к ней добавить 800 метров трубы, то и наши сточные воды пойдут через пропарку на очистные сооружения. Есть и другой выход: построить стационарную насосную станцию и вывести ее на речку Тарнаирку.
Мнение Магомедафиса Юсупова разделяют большинство жителей поселка. Хотелось бы, чтобы к нему прислушались специалисты, ведь лучше раз потратить деньги, чем делать это постоянно, вызывая каждый раз после ливневых дождей работников МЧС.