Мне захотелось встретиться с этим талантливым и неординарным юношей, узнать, что изменилось за годы учебы в Баумановском университете в его жизни. Во время каникул Тагирбек приехал к родителям в Махачкалу, и мы встретились. С воспоминаний о его первых юношеских пристрастиях к изобретениям и началась наша беседа.
— Тагирбек, правда ли, что разработанная тобой программа для определения координат очага землетрясения и скоростей сейсмических волн получила высокую оценку у специалистов Дагестанской опытно-методической сейсмологической партии геофизической службы Российской академии наук и была принята в эксплуатацию?
- Да, я рад тому, что мое изобретение нашло свое применение. Результаты исследования были опубликованы в сборнике научных трудов молодых исследователей программы «Шаг в будущее». Приятен тот факт, что директор НИИ Гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций генерал-майор М.А. Шахриманьян отметил мой скромный вклад в разработку алгоритма определения очага землетрясения.
— Кто содействовал и помогал в начале твоего изобретательского пути?
- В первую очередь, мой отец, а также директор Махачкалинского физико-технического лицея Р.Г. Наземцев. Я благодарен работникам Дагестанской опытно-методической сейсмологической геофизической службы РАН М.Г. Даниялову, Р.А. Левковичу, которые выслушивали мои предложения и помогали мне. Особая благодарность главному специалисту НИИ ГОЧС МЧС РФ Э.Г. Мирмовичу, который в процессе экспертизы работы принял меня, тогдашнего ученика 10-го класса, за студента 3-го курса и предложил через два года поступить к нему в аспирантуру.
— Ты как победитель всероссийского конкурса должен был участвовать в конкурсах международных и в других мероприятиях. Однако этого не произошло. С чем это связано?
- Мне не разрешил отец. Он считал, что на последнем году учебы в школе, участвуя в международных конкурсах и молодежных мероприятиях, я заброшу учебу.
— Ты говоришь, что тебе помогал отец. Твой отец специалист по сейсмологии?
- Нет. Современное название базового образования моего отца — информатика и управление в технических системах. Он кандидат технических наук по специальности «Судовождение», доктор технических наук по специальности «Радиолокация и радионавигация». Работает заведующим кафедрой информатики и управления в технических системах Дагестанского государственного технического университета. Одновременно является и главным конструктором ОАО НИИ «Сапфир».
— Какова связь его базового образования и сейсмологии?
- Этот вопрос я ему тоже задавал. Дело в том, что после Спитакского землетрясения 1988 года в СССР были развернуты крупномасштабные работы по созданию единой системы сейсмологических наблюдений. В этот же период в ОАО НИИ «Сапфир» было создано новое научно-исследовательское подразделение по радиотехническим дистанционным методам оценки сейсмоопасности. Руководителем вновь созданного подразделения и был назначен мой отец. Кстати сказать, под его руководством была разработана программа работ Министерства радиопромышленности СССР по созданию единой системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, которая, в последующем, ввиду развала СССР и других причин, осталась не реализованной.
— В выборе специальности тебе тоже помогал отец?
- Да. У меня с ним, кстати, как и с моей мамой, одно научное направление, но разные специальности.
— Мама тоже инженер?
— После окончания ДГТУ она работала инженером бюро научно- технической информации в ОАО НИИ «Сапфир». В этот же период окончила заочно Московский институт информационных технологий. Кроме того, она имеет высшее юридическое образование и в настоящее время работает начальником отдела Махачкалинского гарнизонного военного суда.
— Почему у факультета, на котором ты учишься, такое странное название — «специальное машиностроение»?
- Вы, наверное, помните, в советские времена были министерства среднего и общего машиностроения. Но мало кто знал, что министерство среднего машиностроения – это атомная отрасль промышленности, обеспечивающая разработку и производство ядерных боезарядов, а министерство общего машиностроения – это ракетно-космическая отрасль военной промышленности. Такие названия были даны, чтобы запутать конкурентов. Наш факультет готовил специалистов для ракетно-космической и оборонной отраслей промышленности, поэтому и дали такое название, которое с тех пор и сохраняется.
Если говорить конкретно о нашем факультете, то он осуществляет подготовку специалистов по следующим специальностям: ракетостроение, космические аппараты и разгонные блоки, динамика полета и управление движением летательных аппаратов, средства поражения и боеприпасы, автономные информационные и управляющие системы (АИУС), стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие, мехатроника, роботы и робототехнические системы, стартовые и технические комплексы ракет и космических аппаратов, многоцелевые гусеничные и колесные машины, автомобилестроение и тракторостроение, конструирование и производство изделий из композиционных материалов.
— А что за специальность такая — автономные информационные и управляющие системы?
- Инженер по специальности АИУС работает в области исследования, системотехнического и схемотехнического проектирования и конструирования АИУС, которые осуществляют обнаружение, распознавание и пеленгацию объектов, оценку параметров их движения. Эти системы находят применение при решении задач управления средствами поражения различных целей, стыковки и посадки космических аппаратов, десантирования военной техники, а также при разработке перспективных систем вооружений и военной техники. Кроме того, выпускники кафедры могут заниматься исследованием и проектированием контактных и дистанционных взрывателей и систем их предохранения.
— Обычно каждый вуз имеет свои традиции. Какие интересные студенческие традиции имеются в Баумановском училище?
— Одна из традиций — это катание выпускника с шестнадцатого этажа общежития до первого по лестнице на тазике. В тазик укладываются конспекты и чертежи. Представляете, какой стоит грохот? Затем тазик привязывается к машине и выпускник, сидя на нем, совершает круг почета вокруг университета. После того как у тазика полностью стирается дно, конспекты и чертежи начинают дымить или даже гореть.
— А почему именно тазик?
— Раньше в Бауманке учились 5,5 лет и заканчивали вуз зимой. На сани у студентов денег не всегда хватало, поэтому катались они по снегу на тазиках. Теперь мы учимся 6 лет, но традиция сохранилась.
— Учиться тяжело?
— Тяжело, но интересно. Среди бауманцев есть поговорка: «В Бауманку сложно поступить, еще труднее учиться и почти невозможно быть отчисленным за неуспеваемость».
В то же время ходят легенды о преподавателях, из-за которых отчислялись по полгруппы. Каждый день приходится заниматься, вновь и вновь оттачивать полученные знания на лабораторных занятиях. Конечно, это сложно, но иначе не получается, на то она и Бауманка (смеется).
— Продолжаешь заниматься исследовательскими работами?
— Да, занимаюсь. В рамках научно-исследовательских трудов студентов я выполняю работу «Моделирование наведения противотанковой управляемой ракеты с радиолокационной головкой самонаведения на конечном участке траектории».
— Кроме тебя, в Бауманке дагестанцы обучаются?
— Да. Но на факультете из 2400 человек, кроме меня, на специальности «Ракетостроение» учится еще один наш земляк Ислам Абдуллаев. По моей специальности в течение последних 10 лет с Северного Кавказа никто не учился.
- Все, о чем ты мне рассказал, не относится к секретной информации?
- Нет. Но у нас по некоторым дисциплинам проводятся занятия с обеспечением сохранности государственной тайны.
— Общественной работой занимаешься?
- Да, мы с Исламом являемся членами Московской ассоциации молодежи Дагестана.
— Какие цели и задачи у ассоциации и чем лично ты там занимаешься?
- Московская ассоциация молодежи Дагестана при Центре культуры «Дагестан» — это общественная организация, целью которой является создание национально-культурной среды для представителей дагестанской молодежи, проживающей в столице нашей страны, содействие сохранению и приумножению этнокультурного, духовно-образовательного и интеллектуального потенциала дагестанской молодежи, содействие культурному, научному и деловому сотрудничеству в рамках дагестанской диаспоры со всеми народами, проживающими в Москве, содействие в защите гражданских прав и законных интересов граждан Российской Федерации, законно находящихся на территории Москвы, на их полноценную интеграцию в жизнь многонационального общества столицы России. Лично я отвечаю за разработку веб-сайта для ассоциации (mosdag.com).
— Какие у тебя дальнейшие планы?
— Окончить институт, поступить в дипломатическую академию и параллельно поступить в аспирантуру, защитить диссертацию по основной специальности.