Одни только дети знают, чего ищут. Кто-то из юных талантов находит себя в музыке, кто-то – в живописи, кто-то – в хореографии. Умение читать стихи «с чувством, с толком, с расстановкой» не всеми и не всегда воспринимается серьезно. Поэтическая декламация — целое искусство – в этом не сомневаются ученики заслуженной артистки РФ Фаины Графченко.
Великолепным чтецам, воспевавшим прошлый век на поэтическом концерте «Кавказ — Россия: век двадцатый», прошедшем 14 февраля в Кумыкском театре, жить в нем не довелось – самый старшей из участников на рубеже тысячелетий исполнилось всего пять лет. В двадцатом веке пришло признание и известность к их учителю Фаине Графченко. В поэтической постановке, непривычной для дагестанской аудитории, она была и сценаристом, и режиссером, и главным героем, воплощающим эпоху.
Пожалуй, ни одно столетие так масштабно не отразилось в поэзии, как ХХ век, особенно жизнь в нашей стране и в небольшом горном крае со звенящим названием Дагестан. Истинные поэты всех народов, всех веков были глубокими мыслителями и отразили в своих концентрированных строках суть эпохи.
Фаина Федоровна построила поэтический сценарий так, чтобы объять этот сложный, насыщенный отрезок времени. «Призвание помогает освободить в себе человека – но надо еще, чтобы человек мог дать волю своему призванию» (А. Сент-Экзюпери). Реализовавшись как прекрасный исполнитель поэтических ролей, Графченко, ставшая для дагестанцев звуковым олицетворением великого Расула, в своей школе чтецов воспитала юных любителей поэзии. Прекрасный стих, подобно смычку, прошел по струнам юных душ и камертоном отозвался в неслучайном зрителе, посетившем в этот день театр…
— Листаю страницы двадцатого века, — ступает на сцену Фаина Федоровна. — В Дагестане были суровые годы: были жаркие битвы и жаркое лето.
Год за годом выстраивались в тревожный век строки советских поэтов:
Курсанты танцуют венгерку,
идет девятнадцатый год.
Год двадцатый –
Коней одичавших
галоп.
Перекоп.
Эшелоны. Тифозная мгла,
Интервентская пуля, летящая в лоб, — накал, заданный учителем стихотворениями Александра Межирова «Коммунисты вперед» и Сулеймана Стальского «Россия», приобретает иные обороты в другом произведении «Гомера ХХ века», исполненном ученицей школы № 39 Шуайнат Омаровой:
Не выдаст умный человек
родную дочь за старика…
«Ах, старый хрыч, ах дуралей,
Ей умереть сто раз милей,
чем жить с таким»…
Приметы времени и нравы века открытым текстом и между строк переплетаются в стихах русских и дагестанских поэтов.
Под чунгур грустит в Лезгинии Есенин.
Под баян звучит в Рязани Сулейман.
Детские голоса разной высоты и тембра переплетаются с мощным и поставленным исполнением Фаины Графченко. И зритель без сомнений убеждается в том, что «в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией» (Н.Некрасов).
Стихи учат детей новым и трогательным истинам, а если в них отразилось прошлое их страны – время их отцов и дедов — то они с большей серьезностью и ответственностью пытаются передать незнакомую действительность, из которой идут корни нынешнего века.
Наида Капурова напоминает:
Наш древний обычай —
Друзей почитать.
Любовью встречать и почетом…
Однажды решил я их посчитать
И счастлив, что сбился со счета.
Арсен Султанов ведет диалог с древним символом Дагестана:
Помнишь ты, гора, наверняка,
Как страдали, как любили предки?
Аксакалы дагестанской поэзии направляли канву поэтического спектакля. Строками народного поэта Дагестана Муталиба Митарова принесла запоздалые извинения поэтам — предшественникам Фатима Магомедова.
Рувим Джалилов быстро вошел в образ выпускника военных лет:
Но мог ли я сдавать свои зачеты,
Когда, теряя сыновей без счета,
Врагу сдавала города страна?
И Мусе Абдуллаеву легко представить себя рядом с товарищем:
О как вас позабыть, военных лет вокзалы?
Умело изображала капитана из «Баллады о гвоздях» Мария Гамзаева:
У кого жена, дети, брат, пишите: «Мы не придем назад».
Патимат Амирова выражала несогласие с раскладом истории:
Люди, слышите: это невыносимо.
Неужели станет приметой века
Лестница в японском городе Хиросиме,
Где сидит одинокая тень человека?
А если бы Константин Симонов услышал свое знаменитое стихотворение «Жди меня» в исполнении Тагират Гусейновой — столько страсти, эмоций, мольбы в голосе ученицы школы № 51.
Декламация стихов для ее одноклассников стала общим увлечением – шесть человек совершенствуют свой талант у Фаины Графченко. И среди них Даниил Спесивцев, готовый оседлать, как горячего коня, век нынешний.
Картину, озаренную красотой гор, представила воображению слушателей Аида Гаджиахмедова. Мадина Татамова величественно изобразила женщину, близкую к материнству. Ее тезка из Каспийска Мадина Насучева заиграла на лирических струнах.
А Зарема Какагасанова подхватила ноту:
Любовь вся та же.
И надежды те же,
И ненависть в сердцах еще жива …
Еще один убедительный женский образ ХХ века преподнесла Ася Гамидова из школы № 13. Ученица школы № 52 Яна Шапаршаева напомнила о другой вечной теме российской поэзии: областной вельможа не научен думать про людей.
Таус Гамзатова, Патимат Гаджиева, Айшат Татамова, Аида Гаджиахмедова, Амаль Батырова, Фатима Магомедова, Рукижат Атаева, Патимат Саидова, Мадина Токаева, Саид Рамазанов, Хадижат Абдулвагабова, самая маленькая воспитанница Фаины Графченко ученица школы № 50 им. Расула Гамзатова Зейнаб Омарова вместе с остальными юными актерами этим спектаклем доказали, что все дети талантливы.