Разумеется, сегодня ситуацию на дорогах республики осложняет целый ряд факторов, которые были неизвестны еще двадцать или тридцать лет назад. Изменилась ситуация в обществе, да что там, общество стало совершенно другим. Так, раньше были дисциплина и уважение к закону, к работнику правопорядка. Сегодня мы живем уже в совершенно иной стране. И тем не менее опыт тех, кто в свое время умел навести и сохранить порядок на дорогах, очень ценен и сегодня.
Гаджи Гарунович Гарунов родился в селении Рича Агульского района в далеком 1937 году в семье колхозника. В 1958 году, отслужив в армии, он вернулся к гражданской жизни и начал свою трудовую биографию.
В 1965 году поступил в Махачкалинский автодорожный техникум, где учился до 1969 года. В 1970 начал работать старшим механиком на автокомбинате, а уже через несколько месяцев перешел на службу в республиканскую ГАИ.
С 1970 по 1997 годы работал на разных должностях: инспектором ГАИ, командиром взвода, зам.командира ГАИ МВД, начальником ГАИ по розыску транспорта. С 1997 года по достижении пенсионного возраста находится в отставке.
С 1997 года по настоящее время является председателем Общественного Совета ГАИ УВД. Одновременно исполнял обязанности председателя совета ветеранов УВД г. Махачкалы.
— Гаджи Гарунович, почему сегодня столько людей страдает в автомобильных происшествиях? Почему так много аварий?
— Дисциплина сейчас очень слабая. Будущих водителей плохо учат в автошколах. Прием экзаменов там совершенно формальный. Есть, конечно, и вина инспекторов. Инспекторы на линии работают уже не с тем напряжением, что раньше.
Когда предметно изучаешь причины большинства аварий, чаще всего выясняется, что в происшествиях виноваты сами водители. Автошколы виноваты, что выпускают на дороги очень плохо подготовленных водителей.
Еще одна проблема – утрачено уважение к инспектору ГАИ. Если инспектор останавливает, водители сразу звонят известным и влиятельным людям. И сразу начинается давление на инспектора. Раньше в подобной ситуации руководители просили никому не сообщать. А теперь, хоть виноват сам водитель, все равно звонят с целью оказать давление на инспектора. Иногда и вовсе не останавливают машину по требованию инспектора.
— Что, на ваш взгляд, сегодня надо сделать, чтобы восстановить порядок на дорогах?
— Нужна долгая и целенаправленная работа. В наше время очень активно была налажена пропагандистская работа с детьми. Уже с детства, со школы ребенка готовили к тому, что он должен будет правильно участвовать в дорожном движении. В этом смысле порядок на дорогах должен начинаться еще со школы.
Гаджи Гарунович знает, что говорит. Много лет он активно вел пропагандистскую работу с детьми. Подготовленные им дети заняли 3-е место по СССР на смотре-конкурсе, который проводился в Москве в 1984 году. Он неоднократно участвовал в рейдах вместе со студентами-помощниками.
Гаджи Гарунов воспитал много достойных специалистов, в том числе сына, ныне — подполковника милиции, заместителя начальника ГАИ МВД РД по кадрам.
Г. Гарунов прошел путь от рядового до майора. Его профессионализм высоко ценился. Ему доверяли сопровождение видных руководителей, общественных и политических деятелей. Когда-то именно за отличную службу в МВД он был поощрен ордером на получение 3-комнатной квартиры. Имеет около 30 Почетных грамот, много других наград. он отличник милиции.
По словам Гаджи Гаруновича, раньше безопасность дорожного движения рассматривалась как государственная задача. И ДАССР была одной из лучших республик в СССР по показателям безопасности дорожного движения.
Сегодня времена изменились. Но неизменной осталась потребность в безопасном и безаварийном дорожном движении. А значит, опыт прошлых поколений непременно будет востребован для обеспечения безопасности на дорогах Дагестана.