Известный ученый-кавказовед

Л.И. Лавров родился 4 мая 1909 г. в Кубанской области. Вначале обучавшийся в Пашковской школе, затем он перешел в Краснодарскую школу II ступени, которую окончил в 1926 г.
Четырнадцатилетний ученик Леонид Лавров в 1923 г. выступил в Пашковской школе с докладом об истории своей станицы. По окончании средней школы в 1926 г. Л.И. Лавров поступил в Кубанский педагогический институт, но в 1927 г., желая учиться в столичном вузе, уехал в Ленинград.
В 1928 г. он поступил на этнографическое отделение Ленинградского университета и в то же время продолжал работать чернорабочим, а некоторое время был и школьным учителем. В студенческие годы он продолжал изучать историю и этнографию горских народов Северного Кавказа, а в летнее каникулярное время не раз посещал Адыгею, где собирал историко-этнографический материал. Для этой цели Л.И. Лавров использовал производственную практику, во время которой изучал пережитки доисламских верований шапсугов.
В 1931 г. в связи с призывом в Красную Армию Л.И. Лавров прервал учебу в университете. Находясь на военной службе, закончил Ленинградский университет.
В 1936 г. он был зачислен в штат Института этнографии АН СССР младшим научным сотрудником Кавказского кабинета, который в то время возглавлял проф. А.Н. Генко.
Когда началась Великая Отечественная война, Леонид Иванович добровольцем ушел на фронт. Участвовал в боях на Ленинградском фронте в качестве командира взвода и роты. Защищая Ораниенбаумский плацдарм, был направлен на преподавательскую работу в военные пехотные училища — Велико-Устюгское, а потом Петрозаводское, где преподавал военную топографию и военную историю.
В сентябре 1946 г. Л.И. Лавров был демобилизован и вернулся в Ленинград в Институт этнографии, где проявился его исследовательский талант.
В послевоенные годы усилия Леонида Ивановича были связаны с завершением диссертационной работы, защищенной в 1946 г. на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Печататься Л.И. Лавров стал значительно раньше. В 1936-1941 гг. был издан в центральной и кавказской печати целый ряд интересных исследований: «Из поездки в Черкесскую Шапсугию летом 1930», «Из поездки в Балкарию», «Башня Адиюк в Черкесии», «Абазины в творчестве М.Ю. Лермонтова».
Его работы, посвященные происхождению народов Северо-Западного Кавказа — кабардинцев, балкарцев, карачаевцев и других, представляют вклад в кавказоведческую науку. Серьезное внимание Л.И. Лавров уделял изучению производственной деятельности народов Северного Кавказа. В работе «Развитие земледелия на Северо-Западном Кавказе с древнейших времен до середины XVIII в.» он на фактическом материале убедительно показал, что адыги с древнейших времен занимались земледелием.
В работе «Адыги в раннем средневековье» охарактеризованы все стороны хозяйственной жизни народов Северо-Западного Кавказа, показаны их единство и особенности. Его перу принадлежат специальные работы, посвященные изучению истории взаимоотношений народов Северного Кавказа с Россией, Украиной, Средней Азией, Казахстаном и даже государствами бассейна Средиземного моря. Значителен вклад ученого и в изучение верований и религий народов Северного Кавказа.
Много сил и внимания уделял Л.И. Лавров освещению таких сложных и трудно разрешимых проблем, какими являются генезис феодализма на Северном Кавказе. Вместе с археологическими и этнографическими изысканиями он занимался изучением истории народов Северного Кавказа.
Он изучил арабский язык, убедившись в его необходимости для изучения истории народов Северного Кавказа.
Начиная с середины 50-х годов XX века, Л.И. Лавров вплотную занялся Дагестаном и до конца своей плодотворной жизни не терял интереса к истории, этнографии, языкознанию, искусству его народов. Дагестану ученый посвятил десятки своих работ. Они написаны на актуальные и самые животрепещущие проблемы. Даже при беглом знакомстве с ними перед нами предстает ученый-исследователь необычайно широкого профиля и эрудиции.
В своей научной деятельности Л.И. Лавров значительное внимание уделял выявлению эпиграфических памятников. Об историко-этнографическом значении эпиграфических памятников Л.И. Лавров писал: «Среди исторических источников немаловажное значение имеют надписи на камнях, керамических изделиях, тканях и бытовых предметах из металла дерева. Они воскрешают не только язык и мысли прошлых поколений, но часто и факты политической, экономической, бытовой или идеологической истории».
По достоинству оценив значение эпиграфических памятников как исторических источников для народов Кавказа, он увлеченно стал собирать и изучать их. Известно, что еще в XVII-XVIII вв. ученые обратили внимание на старинные надписи, выполненные алфавитами на «разных языках». Естественно, что случайный характер сбора эпиграфических памятников и попытки изучения их людьми, большинство из которых не имели необходимой подготовки, не могли удовлетворить научные потребности.
В 1950-е годы Л.И. Лавров кроме ряда работ по этнографии, истории и археологии Дагестана начал публиковать статьи по эпиграфике края. До Л.И. Лаврова никто эти памятники систематически не изучал. Леонид Иванович во время своих полевых исследований в Дагестане, а затем в других областях Северного Кавказа обратил специальное внимание на надписи на арабском и других восточных языках, сохранившиеся на стенах домов, башен, мечетей, минаретов, мавзолеев, на могильных памятниках и т.п.
Он стал копировать, прорисовывать, фотографировать эти надписи, а затем читать и расшифровывать их. Это был чрезвычайно кропотливый и нелегкий труд; многие надписи, особенно древние, плохо сохранились, и их правильное чтение, осложненное к тому же особенностями арабской графики, требовало огромных усилий. Однако Л.И. Лавров со временем сумел прочесть и истолковать несколько сотен надписей. В 1957 г. в печати появилось первое сообщение Л.И. Лаврова об эпиграфических находках дагестанской экспедиции. Постепенно изучение эпиграфических памятников, которое было первоначально попутным занятием ученого, превратилось в одно из главных направлений его научных изысканий и дало значительные результаты. В дальнейшем появилась целая серия статей Л.И. Лаврова об эпиграфике Дагестана, Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии. Этими публикациями в научный оборот были введены первостепенной важности источники по истории и этнографии народов Северного Кавказа, которые до этого были почти неизвестны науке. На их основе Л.И. Лавровым была написана докторская диссертация «Эпиграфические памятники Северного Кавказа X-XIX вв. как историко-этнографический источник», успешно защищенная им в 1967 г.
Вместе с тем Леонид Иванович приступил к составлению и публикации свода эпиграфических памятников Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Всего было опубликовано три части (книги):
«Надписи X-XVII вв.» (М., 1966, 300 с.); «Надписи XVIII-XX вв.» (М., 1968, 248 с.); «Надписи ХХ в. Новые находки» (М., 1980, 168 с.) Кроме текстов и переводов, издание содержит библиографические сведения о надписях и обстоятельствах их обнаружения, а также подробные историко-этнографические комментарии, которые в ряде случаев перерастают в самостоятельные исторические очерки. Большинство включенных в это издание надписей было впервые найдено самим автором при полевых работах или выявлено им в литературных и архивных источниках, некоторые предоставлены в его распоряжение другими исследователями.
Научное значение изданных Л.И. Лавровым восточноязычных надписей, охвативших на протяжении тысячелетия всю территорию Северного Кавказа, несомненно. Этот фундаментальный труд Л.И. Лаврова дает полный свод эпиграфических памятников Северного Кавказа, тщательно критически проверенный и научно интерпретированный.
В изданиях представлено несколько сот надписей. Эта работа по существу является исчерпывающим корпусом эпиграфических памятников. Особая научная значимость изданных ученым памятников определяется тем, что они позволяют установить надежную хронологическую канаву происходивших в регионе событий, изучить ряд важных явлений истории.
К книгам предпослано обширное введение, в котором подробно освещена история сбора и изучения эпиграфических памятников региона, показана их научная значимость как историко-этнографических источников.
По содержанию надписи он классифицировал на 1) религиозно-назидательные изречения и 2) памятные записи.
Вошедшие в книги надписи составлены были в одних случаях по инициативе частных лиц, самих писцов, а в других — по заданию верхушки сельских общин, местных феодалов, духовных лиц. В эпиграфических памятниках, указывает он, отражены разные политические настроения, а иногда имеют место и разные религиозные взгляды.
Л.И. Лавров снабдил книги подробными комментариями, большая часть которых превратилась в аргументированные очерки, в сжатую историю феодальных владений Дагестана, а также союзов сельских общин.
Весь материал, собранный Л.И. Лавровым, и комментарий к нему подтверждают о том, что в Дагестане в течение многих веков сложилась традиция фиксации эпиграфических памятников и своеобразных надписей-хронографов. Этим изданием Л.И. Лавров внес значительный вклад в развитие исторического источниковедения Кавказа.
Огромны заслуги ученого и в исследовании других вопросов истории народов Северного Кавказа, в частности мотыжного земледелия, разведения домашних животных и др.
Ряд работ Л.И. Лавров посветил вопросу об этногенезе дагестанских народов, в которых ученый призывает углубить изучение сложнейших вопросов этногенеза, многоязычия. Серьезное внимание уделял он локализации раннесредневековых политических образований Дагестана, определению границ союзов сельских общин, характеристике их социально-политического развития.
Л.И. Лавров неоднакратно указывал на необходимость создания историко-этнографических монографий о всех больших и малых народах Дагестана. Сам же он исследовал историю и этнографию ряда народов края.
Серия работ Л.И. Лаврова была посвящена разработке теоретических и конкретных аспектов социально — экономического развития народов средневекового Кавказа.
Из работ, посвященных народам Кавказа, особо следует отметить «Историко-этнографические очерки Кавказа». В книге собраны статьи, посвященные разным сторонам истории, культуры и быта многонационального кавказского региона. Основываясь на анализе различных источников, автор не соглашается с представлениями о бесклассовом характере горских независимых союзов сельских общин Дагестана, Чечено-Ингушетии, Сванетии и др. регионов.
Он развивает концепцию классообразования у горцев на базе разложения общинного быта и формирования феодальных отношений.
Он принимал активное участие в дискуссиях о путях становления классового общества. Наиболее полной разработке этой темы посвящена статья «Назревшие вопросы социальных отношений на докапиталистическом Кавказе». Касаясь истории античного времени народов Кавказа, ученый пришел к выводу о том, что в Закавказье в это время социальные отношения были более развиты, чем на Северном Кавказе.
Л.И. Лавров по-новому подошел к изучению форм землевладения на Северном Кавказе. Существование или отсутствие частной собственности на землю, считал он, зависело не только от уровня развития социальных отношений, но и от наличия свободного земельного фонда
Проблему уровня социально-экономического развития Дагестана ученый подымал в целом ряде работ: в исследованиях «Лакцы», «Лезгины», «Рутулы», в статьях, посвященных Таркам, Кумуху, Хунзаху и др., а также отдельным владениям и союзам сельских общин. Параллельное существование на сравнительно небольшой территории резко отличающихся типов социально-политической организации, подчеркивал ученый, означает, что те народы Кавказа, которые еще недавно обходились без государственного устройства, не были первобытными, так как не жили в изоляции от окружающего мира, и их экономика, культура и быт складывались в условиях многовекового контакта с соседними народами, имевшими развитую социально-политическую организацию. Благодаря этим многовековым разносторонним связям народы Кавказа имели весьма схожие орудия производства, обладали одинаковыми трудовыми навыками. Схожими были их поселения, домостроения, убранство жилья и семейно-бытовые отношения.
Изучив уровень социально-экономического развития союзов сельских общин, ученый пришел к выводу, что в этих обществах определяющими были феодальные отношения.
Плодотворным направлением в творчестве ученого было изучение истории, войн и борьбы народов за свою свободу и независимость.
Ряд работ ученого посвящен освещению героической борьбы народов Северного Кавказа против золотоордынских ханов — Тимура, сефевидских шахов и полчищ Надир-шаха, Ага-Мухаммед-хана Каджара и других завоевателей.
Л.И. Лавровым освещены вопросы русско-дагестанских отношений, показаны прогрессивные последствия присоединения Северного Кавказа к России.
Таким образом Л.И. Лавров был многогранным ученым, подлинным новатором, проложившим новые пути в изучении различных вопросов кавказоведения. В течение ряда лет он возглавлял кавказоведческую работу в Москве и Ленинграде. Принимал активное участие в научной жизни кавказоведческих учреждений на местах, оказывал всяческую помощь и содействие в издании обобщающих коллективных трудов, монографий и различного рода сборников. Он отредактировал кавказоведческие сочинения, был членом редакционных коллегий I и II томов «Народы Кавказа», «История Кабардино — Балкарии», «Карачаевцы», первого тома «История народов Северного Кавказа» и др.
Огромны заслуги Л.И. Лаврова в укреплении научных связей историков-кавказоведов Москвы с учеными научных центров Северного Кавказа и в подготовке национальных научных кадров кавказоведов. Во всех республиках Северного Кавказа, в научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях плодотворно работают его ученики.
Он принимал активное участие и в научных сессиях в центре и на местах, выступал с проблемными докладами, участвовал в обсуждении их.
Деятельность и имя Леонида Ивановича были хорошо известны широкой общественности как на Кавказе, так и за его пределами.
Родина высоко оценила ратную службу и научную деятельность Л.И. Лаврова: он был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть», многими почетными грамотами, в том числе Президиума АН СССР, Дагестанской АССР, Кабардино-Балкарской АССР, Карачаево-Черкесской АО.
С Леонидом Ивановичем я познакомился в 1963 г. в период учебы в аспирантуре и работал над кандидатской диссертацией по теме «Из истории дагестано-грузинских взаимоотношений» (с древнейших времен до конца XIV в.). Меня интересовали вопросы, рисующие этнографические параллели между дагестанским и грузинским населением. Несмотря на свою занятость, Л.И. Лавров проявил ко мне большое уважение, помог подобрать интересующую меня литературу о Грузии, Дагестане и в целом о Кавказе.
После этого между нами сложились регулярные связи, встречались на научных сессиях, конференциях в Нальчике, Махачкале, Тбилиси и других городах. При обсуждении разделов книги «История народов Северного Кавказа», а также проведении конференций Л.И. Лавров часто приезжал в Махачкалу.
Мне как одному из авторов первого тома этой книги и ученому секретарю Дагестанского филиала АН СССР приходилось принимать участие не только в написании разделов книги, но и в обсуждении их, что позволяло встречаться с Л.И. Лавровым.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам