Эта выставка уникальна не только тем, что в стенах одного музея проходит экспозиция работ двух мэтров академической живописи. Экспозиция впервые демонстрируется зрителю в форме персоналии. Никогда прежде произведения Курбанова и Пшеницыной не выставлялись в таком формате, и необычайная скромность этих талантов неоднократно отмечалась присутствующими искусствоведами и деятелями сферы искусства.
Посетители завороженно рассматривали каждую работу: произведения были чудесны в особой красоте их реалистического письма, причем вне зависимости от жанрового исполнения. Портретная живопись позволяла погрузиться в глубины таинства человеческой души: нежность читалась зрителями в задумчивых девичьих глазах, детская беззаботность и ангельская невинность в изображениях детских личиков, суровая женственность в горянках… Заброшенные домики аула щемили сердце зрителя пустотой оконных глазниц…Голову дурманили дивные ароматы, источаемые бархатными лепестками цветов… Выставка дышала, жила, наслаждалась увиденными образами.
Произведения, наполненные смыслом, настроением, собственной внутренней жизнью и собственной энергетикой. Казалось, что работы излучают добрый свет, просветляя лица изумленных посетителей выставки, обогащая их добрым настроением, пониманием того, что наш подлунный мир необычайно красив. Чтобы прочувствовать внутреннюю красоту человека, природы, не надо спешки. Нужно научиться созерцать, ведь все бытийное не терпит суеты, как впрочем и настоящая живопись.
«Монументальность» читается в работах Хайруллаха Курбанова», «лиричность» — у Г. Пшеницыной – так, по мнению директора ДМИИ Салихат Гамзатовой, можно обозначить лейтмотивные черты, присущие творениям художников. Декан ХГФ ДГПУ Исмаил Раджабов определил творчество Курбанова и Пшеницыной как эталонное для воспитания нравственно-этической и эстетической культуры в молодом поколении. Заведующая кафедрой культурологии ХГФ ДГПУ Наталья Мусаева: «Перед нами классика не просто дагестанской, но и отечественной культуры. Их (художников) объединяет великая академическая школа, которая стоит в ранге самых высоких школ европейского искусства. Классика – это образцовое искусство, в их творчестве образцовость проявляется не только в постижении формы, в образцовом владении профессиональными навыками школы искусства. Но и самое главное – это классическое отношение к человеку. Когда человек является высшей гуманистической ценностью. Когда смотришь работы, ничего, как слово «великолепно», на ум не приходит». В том же ключе, что лучше слов похвалы «звучат» только работы, высказались скульптор Гейбат Гейбатов и известная художница по металлу Манаба Магомедова.
«Живопись не любит суеты, — просто объяснил «дебют» персоналии Хайруллах Курбанов. — Долгое время выставку откладывали, каждый раз казалось, следующая работа будет интереснее предыдущей».
Галина Пшеницына в штрихах обрисовала корреспонденту «МИ» особенности творческого поиска художника-реалиста:
— Что должно привлечь вас в натуре, чтобы она стала «героем, героиней» вашей портретной живописи?
— Выразительная внешность, и это необязательно красивые черты лица. Иногда иду от цветового восприятия. Что-то добавляю от себя.
— Художники-реалисты сегодня – это почти редкость. Почему превалирует уход в абстракционизм?
— Сейчас это, так называемо, креативно заниматься абстракционизмом. Иногда в абстракции присутствует поверхностность, желание поразить… но не у всех так.
— А вы чем хотите поразить?
— Хочу, чтобы человеку было приятно смотреть на работу. Тихо и спокойно.
— У Х. Курбанова – больше сюжетных композиций, у вас – камерных. Вы обмениваетесь идеями, мыслями по поводу тех или иных работ?
— Сами того не желая, мы влияем друг на друга, но не диктуем, не навязываем. Делимся ли мы идеями? Нет, нам это и не нужно.
— Есть замысел, который вы сейчас лелеете в глубине души?
— Они в процессе. Скорее всего, это будут портретные работы.