Творчество этих художниц, наверное, не случайно экспонировалось одновременно: работы и той, и другой написаны в духе абстракционизма. Того самого направления, которое не всегда понятно простому зрителю. Поэтому, обойдя галерейное пространство, и там, и здесь можно было услышать фразы: ничего не понимаю, но это мне нравится, а это не очень. Быть может, зритель не дорос до столь тонкого, на уровне подсознания, художественного восприятия такой формы живописи? До понимания того, что вот это «интровертные переживания, размышления, порой неосознанные эмоции…связанные с образом города и местом человека в нем, а также поиск новых визуальных образов и живописных приемов, позволяющих самовыразиться в достаточной степени» Алены Шаповаловой. А здесь «кисть, как прирученный паук, плетет нить штрихов по траве, по меху леопарда. В куче камней эмалевый дом, павильон из подобия прозрачного стекла с обожженными кустами. Дорожки из белого толченого фарфора. Блеск мелькнувшего крыла. И влажная чернота. Нули, единицы и бессонница…» – как видится творчество Патимат Гусейновой известному художнику Ибрагимхалилу Супьянову. Прибегая к тем или иным образам, трудно представить целую картину происходящего. Просто увидеть и осмыслить, имея подсказки, — невозможно, но прочувствовать эмоциональный или визуальный ряд в контексте творческого подсознания – это представляется куда реальнее.
Образы, навеянные Шаповаловой, в ее интерпретации урбанистических объектов, будто рождены из огня и пепла – много «красных» и «черных» работ, но не чувствуется привкуса горечи от безысходности. Очень насыщенная колористика скорее читается, как яркая вспышка эмоций, пропадающая в бездне черных, безучастных и обволакивающих тонов. Возникает ощущение, что одна работа косвенно дополняет, «успокаивает» другую.
Сложные по цветовой гамме работы П. Гусейновой тоже замешаны на огненных мотивах, но ее «пламя» иного – теплого оттенка. Они скорее жизнеутверждающие по эмоциональной окраске и очень ритмичные. Каждая работа индивидуальна и даже осязаема, «Ритмы жизни» буквально бурлят, переливаясь за грань холста золотисто-розовой волной.
Морально и словесно художниц поддержали известные художники Ибрагимхалил Супьянов, Апанди Магомедов, Тимур Мусаев-Каган, Саид Тихилов, искусствовед Наталья Мусаева, коллеги художниц из Владикавказа. «Отточенность, которая приходит в результате соперничества, – это очень важно, и этого очень на хватает нашим художникам. Мы привыкли почивать на лаврах, мы – гении внутри себя. Этого делать нельзя. Нельзя оставить без внимания тот факт, что Джамиля Дагирова (директор Первой галереи) опять попала в цель. Сегодня очень важно привлекать художников, работающих за пределами Дагестана, из соседних республик, из-за границы. Сейчас, когда мы страдаем от информационного вакуума, от информационного прессинга, – это очень важное событие», — сказал Т. Мусаев- Каган.