Трагедия войны, разруха, скобящие вдовы и дети солдат, радость победы… Война многолика в эмоциональном плане и тем плодородна для художников, блуждающих в творческих лабиринтах в поисках философской основы. Трагическими нотками насыщена работа Г.В. Пшеницыной «У обелиска»: в сгорбленных фигурах видится боль невосполнимой потери близкого человека и скорбь матери, прижавшей к себе сына, который никогда больше не увидит отца. В работах художников чувствовалось, что война не ожесточила, а напротив, «очеловечила» то поколение людей. Заставила вспомнить об истинной ценности, пренебрегаемой нами в мирное время, – жизни как бесценного дара. Напоминание о тех скорбных днях нужно всем будущим поколениям, чтобы такие слова, как «самопожертвование» и «самоотверженность», не становились «красными словцами», вворачиваемыми по случаю и без. На выставке прозвучало много красивых официальных выступлений во славу ветеранов и их подвигов, но более всего в память врезалось четверостишие, продекламированное председателем Союза писателей РД Магомедом Ахмедовым: «Чтобы стать мужчиной, мало им родиться. Чтобы стать железом, мало быть рудой. Ты должен переплавиться, разбиться и, как руда, пожертвовать собой».
Патетический характер отдельных работ наталкивал на мысль о желании сбавить мрачную тональность затронутой темы. Но они соответствовали духу советской эпохи – когда самые трагические страницы истории подслащались оптимистическим настроем. Думается, без этого трудно было бы одолеть фашистское зло, противостоять его гибельной волне. И потом картины – это ведь не книги, сюжет которых можно лаконично обрисовать собеседнику: надо самому увидеть и прочувствовать.