Я помню, в военное время людям не хватало хлеба. Тогда хлеб давали по 150-200 граммов в сутки. Кусочек хлеба во рту сосали как конфету, и вкус его казался лучше любых конфет сейчас. О цене хлеба и о том, какие ужасы наша семья перенесла в поисках хлеба в военные и послевоенные годы, я написал в своей книге «Раненое счастье». Жаль, что она издана только на аварском языке. Был бы русский перевод, ее могли бы читать все народы Дагестана. Вот маленький эпизод из этой книги: «По приказу государства в 1944 году Патина со своими пятью малолетними детьми перекочевала в Чечню. Шли пешком через горные перевалы, так как в то время не было ни дорог, ни транспорта. Не доходя до места назначения в Чечне, у людей закончился запас еды. Начался голод. По пути в разных селах у людей просили кусочек хлеба или что-нибудь съедобное. Но из-за военного времени у людей не хватало еды, поэтому просьбы выполнялись с неохотой. Дети плакали, просили что-нибудь кушать, но Патина не знала, что делать. Идя по дороге, Патина вдруг увидела в одном месте лошадиный навоз, в котором находились неусвоенные зерна кукурузы. Патина тщательно промыла эти зерна от навоза, сварила их и подала детям. Но как она их ни мыла, у этих зерен сохранился какой-то своеобразный горький привкус. Голодные дети ели их безотказно». Такова была цена хлеба. На праздник Ураза-байрам мы ходили по улицам, собирали хлеб, блины и т.д. Этого хватало на целую неделю. К концу недели хлеб покрывался плесенью, был горьким на вкус, но кушали мы его с радостью. Но никогда таким хлебом не отравлялись и никакого дискомфорта не чувствовали.
Сколько труда надо вложить, чтобы вырастить хлеб. Пахать, сеять, полоть, убирать, обработать, молоть, печь и т.д. А сегодня хлеб многие просто выбрасывают. Выбрасывают на мусорную свалку, на дорогу, куда попало. Однажды проходя по улице Хизроева, я увидел горящий мусор и рядом с огнем стоял мешок с буханками хлеба. Я подошел, посмотрел: там было 10-12 буханок. Огонь постепенно приближался к этому мешку. От увиденного стало не по себе, меня охватил ужас и удивление от человеческой черствости. Я тут же взял этот мешок, оттащил его на безопасное, чистое место. Хлеб был слегка заплесневелый, там среди мусора горели остатки булок, батонов, тортов и т.д. Возникает вопрос: откуда у людей такая подлая «щедрость»? Почему так беспечно сжигают, выбрасывают продукты человеческого труда? Откуда такое бездушное отношение к хлебу? В этом, я считаю, виноваты и службы коммунального хозяйства. В городе в целом выбрасывают тонны хлеба, и мне хочется спросить: «Люди, что вы делаете? Образумьтесь»!
Я считаю, что на каждой мусорной площадке должен быть установлен ящик с надписью «Хлеб и мучные изделия». А отдельные фермерские хозяйства или скотопроизводители собирали бы его на корм для скота. Подумайте, сколько вопросов мы сразу таким образом решим.