Главный режиссер Кумыкского театра Айгум Айгумов рассказал нам о Барият Мурадовой как об актрисе, коллеге и просто хорошем человеке.
— Памятник, который был недавно установлен – это не просто памятник великой актрисе. Она стояла у истоков зарождения театрального искусства Дагестана. Барият Мурадова осталась в памяти современников как непревзойденный, исконно народный талант. Эта актриса высокого профессионализма.
Родилась она в кумыкском селении Нижний Дженгутай. Воспитывалась у дяди, известного певца и музыканта Татама Мурадова, чей род подарил нашей республике немало деятелей искусств. На сцене выступала с малых лет. Дядя её руководил ансамблем песни и танца, и она с пяти лет начала в нем петь. В такой среде она выросла, и, естественно, её талант развивался с самого детства. Она выступала на сцене вплоть до 80-ти лет.
Барият была актрисой широкого плана. Ей очень хорошо давались драматические образы, лирические, трагические, сатирические, водевильные персонажи. Она играла в спектаклях, которые по сегодняшний день не сходят со сцены Кумыкского театра. Это постановки, которые являются символом Кумыкского театра: «Молла Насредин», «Айгази», «Джульетта». Она играла в спектакле Чингиза Айтматова «Гулгыз», была первой исполнительницей главной роли. Сыграла Лауру в «Каменном госте» Пушкина в 60-х годах прошлого века. Когда актёры Малого театра и театра Вахтангова увидели ее в роли Лауры, Людмила Целиковская вышла на сцену и сказала: «Вот дорогие столичные актёры, вот так надо играть Лауру. Эта актриса показала нам, как надо понимать образы и как их играть…». Известный советский критик Рыбаков говорил: «Мы говорим: восходящая звезда, восходящая звезда, а вот эта актриса – не восходящая, а ярко-пылающая звезда на фоне театрального искусства». Такие оценки получала наша Барият.
Общительная, наблюдательная, чуткая к восприятию Барият Мурадова с детства училась у своего народа вечным истинам, цепкой памяти, точной оценке. Однажды увиденное в жизни, она складывала в копилку своей памяти, чтобы потом передать это через свою героиню. Таковы фольклорные, современные героини из народа.
Она играла в различных спектаклях: «Сестры», «Подарок Салимат», из классики «Легенда о любви», где она играет роль Сусанны, глубоко страдающей и смертельно уставшей от человеческой любви и предательства. Она сыграла сильную, властную женщину в спектакле «Ночь лунного затмения». Много было таких спектаклей в биографии нашей Барият. Она сыграла около 200 ролей и в последние годы она отдавала предпочтение образу матери. Все ее роли нашли в душах зрителей благородный отклик. В 1960 году ей было присвоено звание народной артистки Советского Союза.
Я вспоминаю, как в 1962 году после института приехал в Кумыкский театр и должен был играть главную роль в спектакле «Ирчи Казак», а роль моей невесты должна была играть Барият Мурадова. Мне было 25, а ей за 50. Я думал, как же любить на сцене ту, которая в два раза старше меня. Но, когда мы начали репетировать, я увидел, как может перевоплотиться человек, создать такой образ, что невольно смотришь в глаза и видишь перед собой молодую девушку. Она смотрит такими глазами, играет так, что ты невольно влюбляешься. Она настолько колоритна, настолько может захватить партнера, что он идет за ней по пятам. Особенно в «Ирчи Казаке», когда моего героя царские власти отсылают на каторгу, она идёт по сцене и плачет, у неё градом льются слёзы из глаз. И когда она убедилась, что Ирчи Казака арестовали и вряд ли он вернётся домой, она изображает сумасшедшую. Эта сцена, где она сходит с ума – ее просто невозможно описать. Она настолько правдиво играла, что невольно думалось, что после спектакля она останется сумасшедшей.
Мне очень повезло, что во многих спектаклях довелось играть с Барият Мурадовой. Я учился у неё основам мастерства, видел, как красиво она создавала образы, которые другие не могли повторить.
Конечно же, памятник, который установили – это не просто памятник театральному искусству Дагестана и Северного Кавказа, это памятник искусству всей России. Я хочу выразить огромную благодарность за это руководству нашей республики, правительству, президенту. Этот памятник воздвигнут напротив здания театра, которому посвятила своё творчество Барият Мурадова.
Ещё ни в одном регионе, республике нет памятника, посвященному актрисе или актёру. А у нас в городе он есть. Честь и хвала нашему народу и руководству за то, что такое внимание уделяется театральному искусству. Это есть подтверждение того, что мы, работники театрального искусства, вносим свою лепту в воспитание подрастающего поколения, в морально-эстетическое сознание людей.