Оригинальность этой работы в том, что в ней соединены различные техники исполнения: гладкая, ворсовая, «перекиды» и др. Многие приемы рождаются прямо в процессе творчества. Но главной ее ценностью, по мнению самой молодой художницы является именно то, что гобелен этот о прошлом и настоящем Дагестана. И у каждого времени свои приметы.
БАБУШКИНЫ ГЕНЫ
— Моя бабушка художник Татьяна Борисовна Веселова, с юмором рассказывает о том, что как только меня привезли из роддома, в руки мне вложили карандаш. Он стал моей первой игрушкой. А в четыре года у меня стали появляться первые рисунки, хотя писать я тогда еще не умела.
Бабушка работала художником на Дагестанской студии телевидения, и я часто бывала у нее на работе, восхищалась ее чудесными остроумными рисунками и телевизионными заставками. Чтобы она ни делала, даже какую-нибудь заставку к скучной передаче, все у нее получалось с «изюминкой». Она иллюстрировала книги и начинающих, и известных дагестанских писателей. В те годы я и не думала учиться в художественном училище, я мечтала стать журналистом. Но у меня не получилось. И тогда бабушка уговорила меня поступить в художественное училище. Сама она много лет назад окончила его и спустя годы вернулась туда на преподавательскую работу.
ЧЕТЫРЕ ГОДА ПОИСКА
— Еще при поступлении в училище я определенно знала, что у меня будет серьезное отношение к учебе и к училищу, серьезная тема дипломной работы… Я сразу решила, что буду ткать гобелен о Дагестане.
У нас было много поездок по Дагестану. Мы ездили в Дербент, в Табасаранский район, я фотографировала старинные крепости, делала зарисовки, читала книги об истории дагестанского искусства.
Ткать гобелены я училась у опытных преподавателей Татьяны Боголюбовой и Ларисы Юсуфовой, а дипломную работу выполняла под руководством Татьяны Боголюбовой. Гобелены Татьяны Борисовны были представлены практически на всех выставках, проходящих в Дагестане, и неизменно имели успех. Мы часто эксперементировали с педагогом. Мне было очень приятно, когда она как-то сказала: «Не знаю, как у тебя получится, но задумка очень интересная»…
Я не представляла, в какой технике выполнять горы в центре гобелена, то у меня это был «ворс», то получилось, что они слишком мохнатые, потом стала делать «столбики». А закончилось все очень сложной техникой – «перекиды», которая подходила, как никакая другая, и тут же гора на гобелене стала выглядеть по-настоящему внушительной и натуральной. А в итоге работу завершила гладью.
ГОБЕЛЕН – ЭКСПРОМТ
Гобелен с изображением гор – это практически экспромт, который я замыслила уже потом, первоначально у меня была другая задумка – автопортрет на фоне дагестанского ковра. Эскиз этой работы хранится в архиве Махачкалинского художественного училища… Контрастный абстрактный портрет в современном стиле на фоне узора старинного дагестанского ковра, причем узор должен был забрать большую площадь гобелена. Дагестанские ковры с такими узорами были отмечены еще в 1905 году на Нижегородской ярмарке, там они получили золотые медали. А что касается портретов, то и они часто встречаются на старинных дагестанских коврах; в углу рисунка ковра девушки изображали своих братьев, их невест, или своих несостоявшихся женихов… До сих пор такие ковры сохранились в селении Ахты.
— Но эта работа была приостановлена, и я предложила другой проект-гобелен «Связь времен». Эта тема давала больше поводов для размышлений, а также возможность использования различных техник.
Обычно студенты, выполняя гобелен, пользуются одной техникой, так как преподаватели, заботясь о чистоте рисунка, запрещают смещение. Взять, к примеру, технику «перекида»: сначала мы подготавливаем нитки, а затем, как это нужно для работы над картиной, вытягиваем их. Это дает новые направления. Техника своеобразная и очень сложная.
— А что вы можете сказать о знаменитой кайтагской вышивке?
— Кайтагская вышивка – самый древний вид вышивки. Она очень сложна, прежде всего тем, что в ней используются «перемычки». Гладью может вышивать любая женщина, крестиком тоже, но кайтагская вышивка намного сложнее. «Перемычки» должны быть расположены в строгой последовательности. Каждая «перемычка» должна находиться на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние нельзя изменять. Рисунок кайтагской вышивки идет несимметрично, как бы по кривой… Гладь мне дается легко, а вот с перемычками приходится помучаться.
— Раньше в Дагестане вышивали золотой нитью, в дагестанских музеях представлена прекрасная одежда, вышитая таким способом.
— Это, конечно, красивая, эффектная, но очень сложная работа. Я не пробовала вышивать ни золотыми, ни серебряными нитями, но перламутровыми вышиваю. У них структура необычная, они немного поблескивают. Сложно такими нитками вышивать. И сложность в том, что они как стеклянные, плохо ложатся на ткань.
В гобелене использован меланж, там много разных оттенков, я использовала не только шерстяные и полушерстяные нитки, у меня гобелен в основном из ниток катушечных. Они часто рвутся, так что работа очень кропотливая.
Все эти приемы – техника, но главное здесь, по-словам автора, это фантазия, экспромт.
В будущем «Связь времен» будет частью триптиха, и Каринэ надеется, что к осени она сможет сделать еще две его части, которые представят природные красоты Дагестана, море и горы, его столицу, а главное, людей, осуществляющих связь времен. А помогает художнику, конечно же, ее бабушка, прекрасный художник и фотохудожник Татьяна Веселова. И связь времен продолжается не только в произведениях искусства, но и в реальной человеческой жизни.