Очевидно, что в сегодняшней Махачкале дорожное движение превратилось в основной фактор риска жизни, здоровью и имуществу горожан. Только с начала этого года более 40 махачкалинцев погибли и сотни получили ранения и увечья.
Бесконтрольно растущий транспортный поток превращает город в арену «транспортных боев», где каждая необходимая функция, например, переход дороги, сопряжена с нарастающим риском. С каждым днем численность транспорта растет, становятся тоньше и исчезают тротуары. И 800 километров махачкалинских дорог – это «линия фронта», непрерывно поставляющая в больницы и травмпункты все новых пострадавших в ДТП.
Открывая заседание комиссии по вопросам обеспечения дорожного движения при Администрации Махачкалы, Ферезулла Кахриманов отметил, что рост аварийности — проблема не только Махачкалы. В целом в стране сложилась такая ситуация, что вопросы безопасности дорожного движения рассматриваются на самом высоком уровне.
Даже Президент РФ Д.А.Медведев неоднократно обсуждал с членами Совета безопасности на проводимых совещаниях вопросы снижения аварийности. Президент неоднократно и публично ставил задачи по усилению требований к участникам дорожного движения и владельцам транспортных средств. Он выдвигал конкретные задачи и главам регионов и руководителям муниципальных образований. И все равно ситуация остается действительно ужасающей. Ежегодно на дорогах России погибает порядка 40 тысяч человек. А в Республике Дагестан ситуация еще хуже, чем во многих других субъектах страны. В Махачкале ситуация на дорогах также очень сложная.
Правда, в нынешнем году по сравнению с 2009 годом отмечается некоторое улучшение ситуации. В частности, на 20% уменьшилось число погибших в ДТП.
Тем не менее, радикального улучшения ситуации не произошло. Одной из основных проблем остается нехватка личного состава ДПС. В Махачкале на 800 километров дорог ежедневно выходят на смену всего 5-6 экипажей!.. Очень тяжелая ситуация связана с изобилием иногороднего транспорта. В городе ежедневно более 30% составляет иногородний транспорт.
По информации заместителя начальника УГИБДД УВД по г.Махачкале подполковника милиции Абдулхакима Керимова, с начала года в Махачкале было зарегистрировано 306 аварий, в которых погибло более 40 человек. Половина ДТП составляют наезды на пешеходов. Это 182 случая, в которых погибло 22 человека и ранено 145. По его словам, в городе отсутствует должная организация дорожного движения. В частности, нет разметки в городе. Освещенность в основном не соответствует требованиям, как и дорожное полотно. Светофоры подключены к жилым домам и могут отключаться. Численность батальона ДПС рассчитана на численность по последней переписи. А за минувшее время город по площади увеличился более чем в 4 раза, а по численности населения – более чем вдвое.
По его словам, 80% нарушителей – это люди, которые приехали в город из других регионов республики. Городское УГИБДД ежедневно пачками отправляет в другие районы и города республики протоколы, составленные на нарушителей.
Большинство проблем, которые подымались на совещании, не новые. Они не раз возникали и прежде, и сегодня вновь и вновь становятся основной причиной растущих показателей гибели и травматизма людей. И хотя совещание в очередной раз показало, что городские службы и правоохранительные структуры так и не научились достаточно эффективно взаимодействовать в организации дорожного движения, все же основная проблема стоит шире.
Она в том, что отношение республиканских властей к Махачкале, стремительно превращающейся в мегаполис, меняется очень медленно. Городу остро нужны новые дороги, подземные переходы, светофорные объекты, видеокамеры на особо опасных объектах, новые штаты ДПС и т.д. Но всего этого как не было, так и нет. И ценой морально и физически устаревшей инфраструктуры становятся, в частности, людские жизни.