Табасаран – дело тонкое

Как я там оказалась, в столь не забытом Богом, конечно, но все же далеком от моих корней и жизненных интересов Табасаранском районе? Всему виной происки подруги, которая уже два месяца с небольшими передышками агитировала меня приехать к ней в гости. По мере того как праздник Ураза-байрам близился, агитация и просьбы стали поступать заметно чаще. Вдобавок ко всему, мой неприезд, если верить словам моей подруги, угрожал серьезной обидой с ее стороны и что еще хуже – возможным экстренным прекращением нашей многолетней дружбы. Поразмыслив, я поняла, что от сумы, тюрьмы и Табасарана лучше не зарекаться, и решила поехать, чтобы избежать гневного шквала, который грозил мне обрушением.
Ехать меня настоятельно просили восьмого числа, то есть в среду, так как в Хучни праздник отмечали девятого. Подруга объяснила, что маршрутки в Хучни бывают только до двух часов дня, что надо поторопиться. Меня это очень удивило и не меньше возмутило. Ну не привыкла я подстраивать свои планы под график поездок междугородных маршруток. Поэтому, наверно, вы поймете мое состояние, когда я по дороге на южную автостанцию сидела в пробке и не один раз, а телефон все звонил и звонил с вопросами: на пути ли я в Хучни. При ответе «нет», подруга требовала немедленно мчаться на автостанцию. Она даже не хотела понимать, что как раз это-то делать (хоть и тщетно) я и пытаюсь.
Не буду описывать, с каким трудом я добралась до автостанции и села в маршрутку, скажу только, что все же добралась и села. Место мне, конечно, попалось самое «хорошее» и «удобное» – у выхода и без спинки! И если учесть, что мне предстояло трястись в дороге три часа и что по тому, как водитель управлял этой адской махиной, можно было сказать, что он неадекватен. В общем, всю дорогу я сидела, вцепившись обеими руками в железное ограждение перед собой (не знаю, как его назвать), но тем не менее меня колбасило из стороны в сторону, а мой скарб метало по всему салону. Время от времени, конечно, я пыталась привести свои сумки в чувство и сделать так, чтобы они спокойненько лежали возле меня, но все безрезультатно.
Так и доехала. Стал накрапывать дождь, который постоянно лил все дни, пока я была в Хучни. В общем, погода помешала мне почувствовать всю прелесть пребывания в Табасаране. Первая моя претензия к дождю – это то, что я не смогла посмотреть крепость семи братьев и одной сестры. Вторая – наше посещение знаменитого водопада в Хучни было очень недолгим, потому что, пока мы там фотографировались, дождь из мороси перешел в ливень. Знаменитый водопад. Я очень много слышала о нем. Говорили, что очень красивый, но некоторые уверяли, что ничего особенного и красивого в нем нет. Ну, думаю, гляну. Водопад оказался очень красивым. Туристов, конечно, не было: не то время уже. Но, говорят, летом тут отдыхает очень много народу. Третий форс-мажор, который я не прощаю дождю – мы не смогли спуститься к речке.
Хучни – село как село. Районный центр с двумя школами, небольшими административными зданиями, больницей, поликлиникой, парком, автостанцией и магазинами. Но природа… Очень красивая. Село окольцовано горами, покрытыми густым лесом. Рельеф села неоднороден: одни улицы с домами расположены выше, другие – ниже.
Табасаранцы – очень гостеприимные люди. Это я испытала на себе, поэтому говорю об этом с полной уверенностью. Причем, гостеприимны они по-особенному, по-восточному что ли… Каждая семья, в которой я побывала, делала все, чтобы среди них я чувствовала себя своей. И я чувствовала, хотя ничего, что говорят они, не понимала. Я, человек, который в незнакомой среде и при чужих мне людях чувствует себя не в своей тарелке, как раз в свою тарелку и попала. Побывала я преимущественно у родственников своей подруги. Признаюсь, что выросла в северном регионе Дагестана, многие годы, кроме степи вокруг себя, больше ничего не видела и к Южному Дагестану никакого отношения не имела. Поэтому-то и было для меня в Хучни все интересно.
Давайте перейдем к самому близкому для нашего сердца и желудка – к еде. Поделюсь с вами своими наблюдениями. Табасаранцы готовят очень много мясных блюд. Чуду с мясом, думаю, тоже изыск народов Южного Дагестана, потому что у нас в семье, к примеру, чуду готовят только с картошкой, брынзой или творогом. Голубцы и долма – тоже одни из часто повторяющихся блюд. Еще пшенная каша. Причем, предварительно обжаривается. Сладкий плов (его мы тоже не готовим), фаршированная индейка, ее я тоже ела впервые. Что я могу о ней сказать? На любителя, конечно. Мясо жестковато. Еще одно блюдо – табасаранский хинкал. Тонкий. В качестве гарнира к аварскому хинкалу я привыкла есть сметану, заправленную чесноком, или курицу с картошкой, но никак не то, что к хинкалу подают у табасаранцев. Это что-то коричневое, похожее на урбеч (думаю, многие поймут, о чем идет речь), со слов подруги эта кисловатая жидкость делается из сливы или кураги специально для хинкала. Добавляют чеснок – и готово. Признаюсь, сначала я недоумевала: зачем табасаранцы добавляют к хинкалу урбеч?! Но как оказалось, это не он.
В быту табасаранцев, по крайней мере родственников моей подруги, я заметила одну деталь: когда приходят в гости, мужчины сидят в одной комнате, а женщины – в другой. И стол, соответственно, накрывается порознь. Мне показалось это очень странным. Даже в нашей немного консервативной аварской семье мужчины и женщины порознь сидят только во время мавлидов и поминок, а в кругу родственников все сидят вместе. В тех домах, где я побывала, обязательно на полу вдоль стены были сложены подушки, чтобы можно было на них сидеть. Это тоже мне показалось национальным колоритом, тяготеющим к восточной культуре. И еще одно: на моем родном диалекте нет слов, которые бы означали обращение к конкретному человеку. Например, нет слов «дядя», «тетя», приставки, которую используешь при обращении ко взрослым. У нас обращаются просто по имени. И нет обращения на «вы», всем говоришь «ты». Этот факт меня всегда немало смущал и смущает. Когда говоришь на родном языке, взрослому человеку приходится «тыкать», а к дяде обращаешься просто по имени. А вот у табасаранцев – нет. Тут и «баджи», и «ими», и «джан»… «Гелим-баджи», — если я правильно поняла, используется при обращении к дядиной жене. «Баджи» — к старшей сестре. Дядину жену табасаранцы называют тетей, в то время как у нас дядина жена – это дядина жена. В общем, мне это все безумно понравилось.
  Хучни – село, которое стало комфортным для проживания. Провели воду, газ, заасфальтировали дороги. У многих жителей Хучни в домах есть горячая вода. Из слов мамы и тети моей подруги я поняла, что этот коммунальный рай у них относительно недавно. Дороги асфальтировали всего-то два года назад. А свои походы к речке за водой и то, как они еле передвигались по глинистому месиву в дождь, как их мужья рубили лес и кололи дрова для топки, — женщины все это хорошо помнят. Тетя подруги вспоминает, как в молодости ходила к речке за водой с двумя кувшинами. Один – пятнадцатилитровый – взваливала на плечо, другой – десятилитровый – несла в руках, в то время как сама весила всего-то сорок пять килограммов. Взвалив эту ношу, шла не по дороге, а по склону, чтобы быстрее было, потому что маленьких детей оставляла под присмотром соседки. И часто случалось, что, спускаясь по склону, падала вместе со своими кувшинами. Поэтому-то теперь они и имеют то, что имеют, – хондроз и другие всевозможные болезни – сетуют женщины. Я сейчас пишу об этом, а сама думаю: как часто слышала и слышу подобные рассказы из уст своей мамы, дядиной жены, соседки… Какое же все-таки тяжелое прошлое они пережили. Труд кавказской женщины, горянки, поистине героизм. Берегите наших женщин! Они этого достойны. Будь то табасаранка, аварка, лачка или какой-то другой национальности. Вот такими неожиданными для себя мыслями я заканчиваю свой рассказ. А казалось бы, просто съездила в Хучни на праздник.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Новый устав Махачкалы обсудят на публичных слушаниях

Публичные слушания по проекту Устава городского округа «город Махачкала» назначены на 29 мая в 15:00, местом проведения выбран актовый...

В Дагестане определены победители регионального чемпионата «Абилимпикс»

Победители и призеры регионального чемпионата «Абилимпикс» определены в Дагестане. Соревнования по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными...

В столице Дагестана демонтировали очередную самовольную постройку

Администрация Махачкалы проводит планомерную работу по выявлению и сносу самовольных построек. Очередной такой объект городскими властями был установлен в...

Бывшую сотрудницу газовой службы Махачкалы будут судить за гибель двоих детей

В столице Дагестана завершено уголовное дело в отношении бывшей сотрудницы городской службы эксплуатации газового хозяйства, которую обвиняют в гибели...
spot_imgspot_img

Юсуп Умавов: «Бюджет Махачкалы в 2024 г. имел ярко выраженную социальную направленность»

Доклад главы г. Махачкалы Юсупа Умавова на заседании городского Собрания депутатов Уважаемый Марис Сиражутинович! Уважаемые депутаты городского Собрания! Уважаемые...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам