Работать с Д. Даидовым было нелегко

А права и возможности у профсоюзов были большие и позволяли улучшать социально-трудовые условия работающих. Сейчас народ сам убеждается в этом. Рядовой работник в наше время практически не может поехать на лечение в санаторий. Ему три года надо работать, чтобы накопить средства на эти цели, экономя на питании и предметах первой необходимости. А тогда путевки в санаторий были почти бесплатные.
На пленуме Облсовпрофа Д.А. Даидова избрали председателем единогласно. На следующий день, придя на работу, Даид Арсланбекович зашел в орготдел и предложил мне пройти вместе в его кабинет. Работал я тогда заворготделом Совета профсоюзов. В кабинете никого не было, так как бывший председатель Магомед Абдурагимович Джабраилов после пленума поздравил Даида с избранием и попрощался. Зайдя в кабинет, он в первую очередь обратил внимание на произведение искусства, которое стояло в углу. На дереве было вырезано изображение женщины, а рядом молодой человек в полусидящем положении играл на флейте. Фигура женщины была представлена красиво, со всеми ее достоинствами. Взглянув внимательно на скульптуру, Д. Даидов сказал: «Как произведение искусства – хорошее, но из кабинета надо убрать». После этого мы сели и почти два часа беседовали. Он в первую очередь поинтересовался структурой профорганов республики и насколько она соответствует общесоюзной. Потом разговор зашел о кадрах, прежде всего о заведующих отделами Облсовпрофа, председателях и секретарях обкомов профсоюзов, руководителях Советов по курортам и туризму, крупных предприятий городского и районного звена и т. д. Во время беседы в основном я уловил хороший настрой председателя на повышение ответственности каждого профсоюзного работника.
Конечно, мне как заведующему оргинструкторским отделом, а затем и секретарю Дагсовпрофа, курирующему организационную работу, от Даида Арсланбековича доставалось больше всех, но работать с ним было очень интересно. Я мог бы много рассказать о различных сторонах стиля и методах его многогранной деятельности, но для этого не хватит и книги. Имея большой опыт хозяйственной, партийной, советской работы, зная хорошо и республику, и ее руководителей, ему не составляло большого труда решать многогранные вопросы как профсоюзного строительства, так и развития санаторно-курортной, туристической, спортивной сети республики. Во всех хозяйственных вопросах у Даида Арсланбековича проявлялась какая-то интуиция. Он по первой своей профессии преподаватель математики, работал в свое время учителем, но прекрасно разбирался в строительных делах.
Работая 1-м секретарем райкома партии, контролируя строительство многих объектов в районе, особенно по ликвидации последствий землетрясения, научился этому делу не хуже, чем профессиональные строители. Помню, привезли ему на согласование проект строительства турбазы «Дербент». По проекту было предусмотрено строительство двухэтажных корпусов. Д. Даидов категорически не согласился с проектом и потребовал переделать в трехэтажные. Проектировщики начали доказывать свою правоту. Спор длился почти час. Председатель Совпрофа все же настоял на своем. Позже, когда проект уже переделали и построили по новому предложенному Д. Даидовым проекту, я понял, насколько он был прав. Если бы на том рельефе строили двухэтажные дома, то они практически не были бы видны. Трехэтажные корпуса придавали базе совсем иной, более приятный вид. Точно так же было и со зданием главного корпуса республиканских профсоюзов на площади им. Ленина. В проектном решении много его новшеств, интересных и практичных.
Достаточно сказать, что за период его руководства республиканскими профсоюзами сеть санаторно-курортных учреждений возросла до 1600 мест, туристических баз – до 5000 мест. В пионерских лагерях ежегодно отдыхали и поправляли свое здоровье десятки тысяч детей. При нем были построены новые и отремонтированы старые спортивные сооружения в Хасавюрте, Дербенте, Кизляре, Буйнакске. Он начал почти заново строительство стадиона «Труд», были построены трибуны и многие другие спортивные помещения первой очереди этого стадиона. Республиканские, отраслевые спартакиады там проводились ежегодно. Намного увеличилось число спортивных организаций в республике.
К проведению различных мероприятий, касалось ли это непосредственно профсоюзной работы или деятельности подведомственных организаций, Д. Даидов всегда относился ответственно и даже чрезмерно ответственно. Когда проводили пленум, заседание президиума и конференции, все работники были на ногах, материал требовался конкретный, действенный, и чтобы обсуждение того или иного вопроса имело видимый результат, помогло устранению тех или иных недостатков в деле соблюдения трудового законодательства или в решении жилищных, оздоровительных проблем.
Многие помнят, как проходила подготовка санаториев, турбаз, пионерлагерей к сезону. Требования предъявлялись не только к профработникам, но и к хозяйственным руководителям. Чего греха таить, бывало немало случаев верхоглядства, пренебрежительного отношения со стороны некоторых руководителей партийных, советских и хозяйственных органов. Д. А. Даидов мог серьезно влиять на людей такого ранга, и отношение к профсоюзам постепенно менялось. Можно привести десятки таких примеров, о них я хорошо помню, да и те, кто оказывался в таких ситуациях, при встрече до сих пор вспоминают об этом.
Из одного солидного опытного хозяйства, которое в республике считали лучшим, неоднократно поступали жалобы на нарушение трудового законодательства. Даид Арсланбекович пригласил главного правового инспектора Совпрофа Чупана Меджидова, попросил взять с собой еще одного работника аппарата и проверить жалобы на месте. Факты подтвердились. Главный правовой инспектор Ч.А. Меджидов предупредил директора хозяйства, чтобы тот, во-первых, устранил имеющиеся нарушения в оплате труда, создал необходимые условия работающим, введение трудовых книжек организовал в соответствии с законом и т. д. и чтобы впредь не допускал безобразий. Директор, пообещав, не устранил недостатки, продолжал нарушать законы. Во время повторной проверки он бы оштрафован главным трудовым инспектором. Поскольку и после этого этот руководитель не сделал должных выводов, Даид Арсланбекович попросил подготовить материал на президиум, где в ходе обсуждения директору было выражено недоверие и предложено освободить его от занимаемой должности. Помню, как после президиума этот руководитель подошел ко мне и сказал: «Да я только сейчас понял, что такое профсоюзы». В последующем и обком партии, и другие инстанции просили изменить формулировку решения президиума, ручались за него, но председатель настоял на выполнении принятого решения. По данному вопросу тогда вышла статья-фельетон в одной из центральных газет. Разумеется, мы не ставили цель с ходу освобождать от занимаемых должностей нарушителей, убеждали тех, кто не знал трудового законодательства, учили. Но когда беззастенчиво попирали права трудящихся, применяли и крайние меры. Такие возможности профсоюзы тогда имели.
Многие годы Д. Даидов работал в Карабудахкентском районе вместе с Магомед-Саламом Умахановым. Чувствовалось, что сохранившиеся добрые отношения в определенной мере помогали, как мне кажется, в решении отдельных вопросов, давали возможность без оглядки решать, в том числе и кадровые вопросы.
Нередко бывали случаи, когда Обком КПСС на работу в профсоюзных органах рекомендовал провинившихся или не справившихся со своей работой. Тогда партийные органы не случайно называли профсоюзы кладбищем несправившихся партийных и советских работников. Доля правды в этом была. Но скажу и о том, что в профсоюзы из различных органов приходило немало добросовестных, грамотных, инициативных работников. Даид Арсланбекович знал многих из них, и, если работника рекомендовали лишь бы трудоустроить, он не давал на это добро и свою точку зрения мог отстоять на любом уровне. Я это сам неоднократно видел.
Он не терпел формализма и поверхностного подхода к делу. Характер у Даида был жесткий, и не всегда сразу можно было найти с ним общий язык тем, кто его не знал или попадал к нему впервые. Но это только на первый взгляд. На самом же деле с ним по-деловому, с пользой можно было решать любые вопросы и многому научиться у него и по части работы, и по любым жизненным вопросам.
Даид Арсланбекович пользовался большим авторитетом в ВЦСПС. Кто бы ни бывал из работников Дагоблсовпрофа в Москве, всегда в разговорах работников высшего органа профсоюзов страны чувствовалось их отношение к Д. Даидову. И многие вопросы легче было решать. При Д. Даидове было доброй традицией избрание в состав областного Совета профсоюзов, его президиума передовых рабочих, и министров, и секретарей Обкома ВЛКСМ, и народного контроля, и представителей средств массовой информации.
Немало принималось совместных с профсоюзами республиканских постановлений, направленных на улучшение работы, решения социально-экономических задач трудовых коллективов, защиты трудовых прав работающих, воспитание подрастающего поколения.
Связь с Даидом Арсланбековичем я поддерживаю и сейчас, встречи с ним бывают памятны и приятны, потому что нам есть что вспомнить, о чем поговорить или просто порассуждать о былом и временах нынешних.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Изменения в Правилах Дорожного Движения

Изменения в ПДД Российской Федерации всегда интересовали большую часть жителей нашей страны. Рассказываем про последние новации 2024 года. СИМ Уже с...

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...
spot_imgspot_img

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам