Во-первых, никто из знакомых мне девушек, предпочитающих хиджаб, не жаловался на отрицательное восприятие этого факта их окружением. Напротив, многих восхитил такой поступок: ведь, согласитесь, не каждая девушка способна в одночасье кардинально изменить свое отношение к жизни, тем более что желание нравиться, в частности, внешне, заложено в женском подсознании самой природой. Во-вторых, люди, особенно мужская половина, стали проникаться уважением к носительницам хиджаба, восприняв этот шаг, как проявление их благочестия и скромности. И даже в школах города, несмотря на неодобрение отдельных директоров, открытых форм указания переодеть девочек в светскую одежду не звучит. «Первоначально некоторые учителя удивлялись, зачем я это сделала, но потом перестали задавать вопросы», — призналась мне ученица одной из столичных школ. В этой связи нелишним будет напомнить, что многие девушки – не мусульманки по рождению, но принявшие исламскую веру по совету мужа-мусульманина, тоже переоделись в хиджаб, и вполне этим довольны. Поэтому я хочу переформулировать предыдущий вопрос следующим образом: а что дало ношение хиджаба их носительницам в духовном плане? Задавшись таким вопросом, я и не представляла себе, насколько неоднозначно прозвучат ответы на него, и что некоторые из них будут идти вразрез с моим представлением о носительницах хиджаба в целом.
Начну с положительного примера: недавно мне посчастливилось пообщаться с дагестанкой, ныне проживающей в Египте. Она также ходит в хиджабе, причем сравнительно недавно. Ее муж – араб, – нисколько на этом не настаивал, она сама на это решилась, спустя несколько лет после замужества. Для нее это осознанный шаг, коим она вполне довольна. И совсем другое дело, когда ношение хиджаба превращается в дань моде, как это произошло, к примеру, другой моей знакомой. Ей попросту захотелось сменить свой имидж. Некоторое время она носила хиджаб, упиваясь повышенным вниманием к собственной персоне со стороны друзей, однокурсников и знакомых, а потом, когда все попривыкли и ей самой эта форма одежды приелась… она ее сменила. И опять все заваливали ее вопросами, почему она это сделала, и заново привыкали к ее новому-старому образу. Не счесть примеров, когда девушки, носившие хиджаб до замужества, сняли его, обретя семейное счастье. Я говорю не счесть, потому что в их числе немало моих близких знакомых. При этом они не считают, что совершили что-то предосудительное. А меня это, признаюсь, сильно коробит. Потому что очень напоминает некую детскую игру в смену образов, а всё потому что этот пример явно демонстрирует неосознанность и, если хотите, безответственность подхода к выбору одежды.
И еще: некоторые мне признавались, что начали надевать хиджаб из-за страха быть изгоями в нашем исламизирующемуся обществе, потому что когда все родственники и немалая часть общества открыто осуждают девушек в джинсах и мини-юбках, им захотелось попросту слиться с толпой, чтобы никто их потом не смог ни в чем упрекнуть. И еще, как выяснилось, многие пугались слухов о разъезжающих на машине террористах, готовых стрелять по девушкам, одетым не по канонам ислама. В общем, какая-то их часть пошла на поводу общественных стереотипов. Но это только часть, другие же решили переодеться в хиджаб «по любви», например, к своему избраннику, настоявшему на этом. То есть опять-таки никто из окружающих даже не спросил, в чем дело, надевших хиджаб, все восприняли это как должное.
Если рассуждать о том, носить или нет: я полагаю, каждый человек должен понимать, в какой стране он родился и живет и, соответственно, не отходить от норм и стандартов, принятых в данном конкретном государстве. В случае с нашей республикой дела обстоят несколько иначе, потому, что, по сути, Дагестан является светской республикой по подобию своего старшего брата – России. Отсюда возникают все известные противоречия на религиозной почве. Потому что, как правило, мы, женщины-мусульманки, с одной стороны, хотим выглядеть как мусульманки, а с другой – не хотим вести образ жизни (или же у нас не получается вести образ жизни), принятый в мусульманском мире. То сеть фактически мы, дагестанки, являемся светскими женщинами, переодетыми в хиджаб, и в исламских государствах нас не считают своими в полном смысле этого слова.
В свою очередь мне импонирует исламское государство Иран, твердо отстаивающее свои установленные порядки. По этому поводу могу привести пример, озвученный в эфире центрального телевидения: две девушки, приехавшие отдыхать в Иран из России, угодили в тюрьму за нарушение общественного порядка. Тем самым жители исламского государства Иран продемонстрировали приезжим, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
И если конкретизировать, то в своей республике мы стараемся соблюдать определенные нормы, по крайней мере, не ездим в сельскую местность в мини-юбках и стараемся хотя бы на время прикрыть голову платком. Не так давно мне пришлось побывать в гостях у своей подруги, которая сразу же предупредила меня о необходимости надеть длинную юбку и платок на голову. Я, конечно же, последовала ее совету, потому что посчитала, что будет неуважительным выглядеть неподобающим образом в местах, где люди привыкли следовать определенным нормам. Кстати, в соседней Чечне тоже порядки строги, и, согласитесь, мы будем соблюдать их, даже если окажемся в Чечне ненадолго: с одной стороны, категоричный подход, с другой – это невольно вызывает уважение к жителям соседней республики, поскольку они, как мы видим, сами уважают себя и требуют этого от других.
Что касается Дагестана, в определенном смысле здесь дело намного сложнее. Весьма затруднительно назвать Дагестан исламской республикой, так как здесь смешение разных конфессий, и мы, слава Всевышнему, пока толерантны друг к другу. Поэтому сама постановка вопроса о том, что и кому следует надевать, мне кажется вообще надуманной. Вот, пожалуй, и все!