— Прежде всего, расскажите, пожалуйста, что сегодня представляет ваше «хозяйство», и как вы оцениваете его.
— Наше предприятие — это акционерное общество, которое вырабатывает и транспортирует тепловую энергию и горячую воду для сорока шести процентов потребителей Махачкалы. На нашем балансе находятся двадцать пять котельных, четыре централизованных тепловых пункта, более ста пятидесяти километров сетей трубопроводов, две тысячи пятьсот единиц запорной арматуры. У нас более тридцати семи тысяч абонентов лицевых счетов физических лиц и около пятисот юридических. На предприятии трудятся четыреста девяносто пять человек. Сегодня могу сказать, что мы готовы к осенне-зимнему сезону эксплуатации.
— Однако в официальных отчетах все еще фигурируют цифры изношенности коммунальных систем от семидесяти до восьмидесяти процентов, в том числе и по вашей службе. Должно меняться положение дел, ведь и ваше предприятие в постоянном действии, как и само развитие города.
— Да, состояние износа сетей оставалось в подобных параметрах. В 2008 году была принята инвестиционная программа развития города на 2008-2012 годы, что позволило нам намного улучшить состояние системы теплоснабжения. Так, за последние два года мы заменили более тридцати пяти километров сетей, установили три современных котла и отремонтировали более двадцати, произвели изоляцию сорока километров труб, улучшили инфраструктуру предприятия. Но я считаю, что на уровне Правительства РФ возможно принятие целевой программы развития коммунальной инфраструктуры городов.
— Естественно, сейчас у вас главная забота – подготовка к зимнему периоду. Что можете сказать по этому вопросу, выполнению плановой программы?
— Плановую программу подготовки к осенне-зимнему периоду эксплуатации предприятия выполняем. Заменены почти четырнадцать километров подземных и надземных сетей, около двухсот единиц заборной арматуры.
Заменено около четырнадцати километров надземных и подземных сетей, около трехсот единиц запорной арматуры. Работы ведутся круглосуточно по замене и изоляции сетей. Правда, нам хотелось бы в этом году заменить шесть котлов на современные, но из-за финансовых затруднений поменяли лишь один.
Из фактов произведенной работы можно назвать, что произведено профилактическое обслуживание сорока двух насосов и восемнадцати дымососов, полностью произведен ремонт систем химводоочистки на одиннадцати котельных.
Я уверен, что с помощью партнеров по ресурсоснабжению без сбоев проведем наступающий отопительный сезон.
— При столь серьезных задачах, отведенных вам городом, насколько вы обеспечены материальной базой, техникой, другим оборудованием?
Достаточно ли специалистов, рабочего персонала, поскольку, как известно, весьма неохотно приходят люди на подобную работу?
— С обеспечением материальной базой у нас на сегодня практически нет проблем. Имеется в достаточном количестве техника, оборудование. Правда, многие механизмы старые, на их обновление, конечно, работаем и надеемся, как и на целевую программу по поддержке отечественного производителя.
Материалами мы обеспечены на осенне-зимний период благодаря той же инвестиционной программе развития г. Махачкалы.
На сегодня у нас и со специалистами один только вопрос – как их удержать, то есть повышать материальную заинтересованность, тем более что в частном предпринимательстве они очень востребованы.
Другая известная проблема в том, что сегодня нигде в республике нет подготовки специалистов среднего звена. Невозможно, например, найти токаря или слесаря достаточно высокой квалификации.
Молодое поколение стремится если не на учебу, то в какой-то бизнес. Потому при нашем избытке трудовых ресурсов очень тяжело иметь и содержать штат надежных специалистов, умелых рабочих. Этот вопрос мы стараемся решать.
— Расскажите об организации труда на вашем предприятии.
— Организация труда у нас соответствует той задаче, которую мы исполняем.
Есть аварийно-диспетчерская служба, где круглосуточно дежурят специалисты, обеспечена необходимая техника.
На котельных особый режим дежурства для персонала, так как ответственность операторов можно, пожалуй, сравнить с ответственностью авиадиспетчеров. Конечно, наш персонал обеспечен полным социальным пакетом в соответствии с направлением работы. Разработана и действует система стимулирования труда, которая является составной частью коллективного договора.
— О финансировании, без чего не может быть и действенности вашей работы, тем более что вы самостоятельная хозрасчетная организация. Что с платежами? И какие у вас полномочия в отношении «злостных задолженников»?
— У нас акционерное общество, и никакого финансирования, кроме сборов, платежей за оказанные услуги нет. До августа этого года сборы платежей проводили самостоятельно. Сейчас по соответствующему договору эту работу осуществляет ООО «Энергосбыт-1».
Передача сборов коммунальных услуг в одни руки и обусловлена тем, что они имеют большую возможность и собственные полномочия по обеспечению полноты оплаты предоставленных коммунальных услуг.
— Что вы, как опытный специалист и руководитель столь сложного предприятия считаете наиболее проблематичным в вашей работе сегодня и что можете предложить для ускорения имеющихся проблем?
— Наиболее проблематичный вопрос — это экономическая обоснованность тарифа на услуги теплоснабжения. Тариф на услугу на год утверждается Республиканской службой тарифа (РСТ) по тем нормативным индексам, которые утверждает Федеральная служба тарифов.
В Дагестане в последние годы сложилась практика искусственного торможения роста нашего тарифа, ссылаясь на низкие доходы населения. При этом независимо росли тарифы на электроэнергию, газ. То есть даже при девяноста процентах сборов за услуги получается, что для полного содержания предприятия после оплаты энергоносителей остается лишь девять процентов собранной суммы (это зарплата, ремонтные работы, налоги, содержание сетей и котельных). Что и приводит к образованию задолженностей за энергоресурсы и иные платежи. По факту скажу, что сегодня тариф на тепло в Махачкале почти в два раза меньше, чем во всех городах Северного Кавказа.
— Но доходы населения у нас действительно весьма не высоки…
— На доходы населения тариф особо не повлияет, если будет нормально работать институт субсидирования, то есть большая часть населения подпадает за возмещение по коммунальным платежам. По этому вопросу мы работаем совместно с Администрацией города, Правительством РД, службой тарифов. Мы думаем, что найдем взаимопонимание, поскольку от этого зависит действенная работа нашей службы, а значит, надежное и гарантированное обеспечение потребителей теплом, горячей водой невзирая на прихоти погоды.