Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
В переполненном автобусе — слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).
Все, о чем я пишу, обращено к молодежи, — призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго — да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро. Но прежде всего, определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек — это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть интеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность — созданием нового и осознанием старого как нового.
Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко — как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой — великое счастье.
Разгадке тайн процессов старения посвящено более 500 различных теорий. Нет ни одного изолированного фактора, который сам по себе обеспечивал бы увеличение продолжительности жизни. Ответственной за долгожительство является совокупность определенных биологических, психологических и социальных факторов (социально-экономические условия, образ жизни, условия труда и продолжение его в той или иной форме до конца жизни).
И. И. Мечников одним из первых указал на существование естественного (физиологического) старения и преждевременного (патологического), наступающего под воздействием неблагоприятных факторов внешней среды. Имея в виду неисчерпаемость внутренних резервов организма, великий русский физиолог говорил: «Смерть раньше 150 лет — насильственная смерть».
Прожили долгую жизнь, сохранив высокий творческий потенциал, ученые 3. Г. Френкель — 100 лет, И. П. Павлов — 87, И. В. Мичурин — 80; художники Тициан — 99 лет, И. Е. Репин — 86, И. К. Айвазовский — 83, Тинторетто -76, М. С. Сарьян — 92; писатели Л. Н. Толстой — 82 года, М. М. Пришвин — 81,. К. И. Чуковский — 87, Р. Тагор — 80 лет и многие другие.
Академик И. П. Павлов и его последователи, изучая процессы старения, придавали большое значение функциональному состоянию нервной системы. Он и его ученики экспериментально доказали, что перенапряжение и истощение нервной системы способны привести к заболеваниям различных органов, к ухудшению процессов обмена веществ, ослаблению всего организма, преждевременному старению.
Ученые и сами долгожители считают истоками долголетия труд и физическую подвижность.
Бернард Шоу прожил 94 года. По свидетельству знавших его людей, он, будучи 80-летним стариком, ежедневно ходил пешком по 6-8 миль.
Виктор Гюго занимался греблей, верховой ездой, много ходил пешком. В 40 лет он серьезно заболел, но занятий физической культурой не прекратил и дожил до 83 лет.
Большое внимание физическому труду и двигательной активности уделял великий русский писатель Л. Н. Толстой. «Я постоянно упражняюсь в физической работе,- говорил он,- сам пашу, колю дрова, ношу воду, много хожу пешком. Благодаря физическому труду, я, несмотря на 66 лет, чувствую себя вполне здоровым, как юноша».
Показательна жизнь академика И. П. Павлова, поднявшего физиологию как науку на принципиально новый уровень. Он был одним из организаторов гимнастического общества врачей, куда привлек не только своих сотрудников, но и их семьи. Павлов был страстным игроком в городки, любил прогулки пешком, езду на велосипеде, работу в саду и огороде, купание в Неве до поздней осени, ходьбу на лыжах.
«Не знаю, кем бы чувствовал себя счастливее: земледельцем, истопником или ученым»,- говорил он. Дни занятий физическим трудом, несмотря на боль в натруженных мышцах, он называл «днями мышечной радости».
Однако геронтология ратует не только за то, чтобы люди жили как можно дольше. Долгожительство — не самоцель. Главное — сделать старость здоровой, долголетие — активным.
Старение — процесс, поддающийся регулированию: его можно ускорить, можно и затормозить. Как писал Цицерон, «пороки свойственны не старости вообще, а ленивой, сонливой, невежественной старости».
15 января 1948 года на собрании московских писателей А. С. Серафимович произнес речь «с высоты восьмидесяти пяти лет»:
«С высоты своих восьмидесяти пяти лет, оглядываясь на ушедшие десятилетия, невольно хочется воскликнуть: друзья! А жизнь-то какая чудесная! Прекрасна наша повседневная ожесточенная борьба, прекрасна наша жизнь, еще прекрасней будущее. И я безмерно счастлив, что из мрака прошлого, преодолев владычество трех царей, мне удалось хоть краешком глаза заглянуть в будущее нашей Родины, наших людей. И хочу по-стариковски сказать молодежи напутственное слово: Жизнь пахнет упоительно! Жизнь наша — необъятный простор моря! Так украшайте эту жизнь больше, еще более раздвигайте ее просторы!»
Человечеству известно множество примеров, когда люди преклонного возраста совершали научные открытия, создавали шедевры литературы и живописи.
Многие из своих диалогов Платон составил в 80 лет.
Джузеппе Верди сочинил «Отелло» в 73 года, «Фальстафа» — в 79. Гете в 82 года написал «Фауста».
Микеланджело до глубокой старости создавал величайшие шедевры искусства.
В 92 года скончался Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий М. С. Сарьян. Этот талантливый человек до конца своей жизни восхищал всех глубоким художественным восприятием мира.
Без малого 100 лет прожил и плодотворно трудился всемирно известный советский скульптор С. Т. Коненков.
О людях, которые прожили долгую жизнь, оставив человечеству большое духовное наследие или даже небольшое, но нужное и полезное в любой сфере человеческой жизни, прекрасно сказал замечательный русский поэт А. Н. Плещеев:
И если в старости, в раздумья час печальный,
Ты скажешь: в мире я оставил след,
И встретить я могу спокойно миг прощальный,
Ты будешь счастлив, друг: иного счастья нет!
Человек мечтает об активном долголетии. Общество заинтересовано в том, чтобы опыт, знания, мудрость старейших помогали молодым, как можно дольше служили общему делу.
Член-корреспондент АМН СССР И.К. Шхвацабая говорит: «Тренировки необходимы всем. Но нагрузки должны быть адекватны состоянию человека. Умеренные полезны больным, чтобы исподволь, но неуклонно тренировать приспособительные возможности, и здоровым, чтобы их укреплять, и, наконец, спортсменам, чтобы развивать их еще больше. Весь вопрос в дозировках, в постепенности нарастания нагрузок на всех этапах. Покой же вреден всегда».