Родилась в Карачаево-Черкесской Республике. Окончила Краснодарский государственный университет по специальности библиограф-библиотекарь высшей квалификации.
В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию «Книжная культура ногайцев» в Институте истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН в Махачкале.
Изучая в школе биографию какого-нибудь деятеля, мы, как водится в таких случаях, часто восклицали: «Он беззаветно служил своему народу!» И казалось, что только в прошлом можно было быть патриотом, и что в наше время это необязательная черта современного человека.
Однако после встречи с кандидатом исторических наук Аминат Курмансеитовой чаще стала повторять слова Марка Квинтилиана: «Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?»
У меня в руках очередной труд – пятая книга Аминат Курмансеитовой «У истоков ногайской книги», рецензентами которого являются доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института ИАЭ ДНЦ РАН, профессор ДГУ, заслуженный деятель науки РФ А.Р. Шихсаидов и кандидат исторических наук, доцент Ш.М. Мансуров.
В частности, А. Шихсаидов в предисловии к книге пишет, что в истории изучения культуры народов Северного Кавказа ногайская сторона исследована недостаточно. А.Курмансеитова в своей монографии осветила проблему книжного дела ногайцев в контексте тюркоязычной книги России…Книга написана на обширном историко-культурном фоне многовековых контактов с областями Ближнего Востока, Закавказья, Средней Азии и арабомусульманским миром.
С Аминат Хасановной я решила встретиться после прочтения ее новой книги.
Спокойная, красивая, выдержанная во всех отношениях, она производит впечатление человека, о котором обычно говорят так: он счастлив потому, что поставил перед собой цель и, стремясь к ней, испытывает счастье, не заботясь о нем. Курмансеитова производит впечатление счастливого человека.
— Я занимаюсь любимым делом, — объясняет свое счастливое состояние моя собеседница. – Мой дед Абдулхамид получил в свое время образование в Бахчисарае в Крыму. А почему он там оказался? Дело в том, что с 10 апреля 1883 года общественный деятель, педагог и издатель Исмаил Гаспринский начал издавать газету «Терджиман» («Переводчик»), учебник татарской грамоты «Ходжаи сыбъян» («Учитель детей»), тем самым дал толчок школьной реформе в системе мусульманского образования России. В мектебе мой дед учил не только родной язык, но и русский язык, а также математику, историю, естествознание и другие светские дисциплины. Название новометодных школ произошло от арабского усуль джадид («новый метод»), мусульманскя интеллигенция России назвала этот метод обучения джадидизмом.
Исмаил Гаспринский выдвинул «программу взаимопонимания между народами, союза и взаимодействия цивилизаций и культур, и его идеалы общетюркской солидарности («Единство в языке, мыслях» (вере и делах)…»
Ногайская интеллигенция поддержала движение джадидизма, идею модернизации культуры мусульман в сфере образования, книгопечатания.
И мой дед получил все ступени образования, а их было двенадцать. В общей сложности он учился 20 лет. Тогда все так учились. В Бухаре он выучил, арабский язык, в Хиве – теологию, также ездил в Каир. Дед знал арабский, фарси, хинди, латынь, русский литературный, а не просто разговорный…И несколько тюркских языков. В прошлом веке мусульманин получал образование за счет прихода или за свой счет. Российское государство на образование мусульман средств не выделяло.
Дед, вернувшись домой, открыл свое медресе — школу. Там обучались дети разных национальностей. Выписывал газеты и журналы со всего мира. У него была огромная библиотека. Кроме учительства, он еще занимался медициной, особенно лечением травами. Построил мечеть, совершил хадж. Абдулхамид был известен среди духовенства Северного Кавказа. И звали его уважительно Амит-аьпенди. Воспитал прекрасных сыновей: Махмуда, Хасана и Хусейна. Один из сыновей Хасан – мой отец — уже в 11-летнем возрасте занимался переводами, прекрасно владел арабским и турецким языками. С большой охотой учился в русско-ногайском народном училище.
Когда в 1921 году на Северном Кавказе установилась Советская власть, дед предвидел, что новой власти нужны будут грамотные люди, особенно в пропагандистской деятельности. Но Советская власть приучила народы к иждивенчеству. И зависти. Был составлен донос на Хасана, дескать, очень богато и хорошо живет, зачем тогда делали революцию. И пришлось бежать куда глаза глядят. Отец написал Сталину, что отдал Советской власти все, что у них было, а наживает новое имущество за счет своего ума и трудолюбия. И в 1938 году пришел ответ из Кремля: восстановить на работе и оплатить вынужденные прогулы. Работал управляющим банка. Всю Великую Отечественную войну воевал, от Сталинграда до Берлина дошел, хотя был дважды контужен с двумя осколками под лопаткой…вернулся с войны и работал главным бухгалтером на кирпичном заводе.
В их семье всегда читали.
И Аминат не надо было напоминать о чтении. Любовь к чтению — это у них было в крови. Мама познакомила с русскими детьми, она дружила с русскими женщинами и помогала им в хозяйстве.
Окончила школу Аминат успешно. Особенно любила писать сочинения, хотя ни разу снег не видела, а вот про зиму так красочно написала, что учителя были в изумлении. Так ее и называли — сочинительница.
Любовь к книгам и определила дальнейшую ее судьбу. Поступила в институт культуры, и после его окончания начала работать заведующей библиотечным отделом в Ставропольской научной библиотеке. И написала историю этой самой библиотеки. Министерство высшего образования СССР посчитало ее работу самой лучшей. Вот с тех пор и «заболела» исследовательской болезнью. В 2001 году приехала в Дагестан, в Махачкалу, где сильная научная школа, и познакомилась с востоковедами Даниялом Кидирниязовым, Гасаном Оразаевым, Амирханом Исаевым, Амри Шихсаидовым.
Показала им свой труд о книжной культуре ногайцев XIX — начала XX века, те написали рецензию, посоветовали кое-что добавить.
В январе 2003 года состоялась защита диссертации.
Ей всегда был интересен сам процесс исследования, а не звания. Оценку ученому дают не награды, а его творчество, его научные труды.
— Моя почетная миссия, — скромно говорит Аминат Хасановна, — раскрыть неисследованные страницы ногайской истории и культуры.
Она все отпуска проводит в санкт-петербургских, московских, астраханских, казанских библиотеках. И книги издает на свои деньги.
Насколько ее труд ценен – это оценят современные читатели, наши внуки и правнуки. Каждый писатель выдает свой продукт. А каков он – это решит будущее.
Аминат Курмансеитова работает на будущее. Писатель Стефан Цвейг как-то сказал, что всякое истинное творение вырастает из темного перегноя отвергнутых творений.
Не будем спешить давать оценки, ведь время – самый честный критик.