В ходе одной из бесед с великим Расулом Гамзатовым он рассказал автору этих строк, как зародились его нетленные «Журавли». В тот год Гамзатов находился в творческой командировке в Японии, где выступал перед литераторами и любителями поэзии Страны восходящего солнца. Накануне очередного поэтического вечера Гамзатов оказался свидетелем того, как японские дети спускали на воду бумажных журавликов в память о погибших на войне. Поэт вспомнил о своих двух братьях, не вернувшихся с фронта, и появилась потребность выразить состояние души в стихотворных строках.
Очевидно, что природа поэтического творчества такова, что для ее воплощения в конкретное произведение требуется особое душевное состояние, в котором проецируются различные факторы реальной жизни. Думается, что именно такое душевное состояние нашло свое отражение в названии стихотворного сборника Марины Гутовской, а в стихах же оно реализовано в увязке с конкретными жизненными ситуациями и побудительными мотивами. Вероятно, об этом идет речь в следующем стихотворении Марины:
Я стихами, словно воздухом дышу,
Как букеты, поутру их собираю,
Как ребенка, я под сердцем их ношу.
Записать бы все. Успею ли? Не знаю.
В рифмах захлебнуться я боюсь,
По ночам от строчек просыпаюсь.
Я порой в своих стихах молюсь,
Чаще же – ищу, мечтаю, каюсь,
Ненавижу, мучаюсь, люблю,
Ухожу в туманные рассветы
И мгновенья сладкие ловлю.
Вот смогу ли вам поведать это?
Поэт, потому и поэт, что его творческая душа имеет свой голос, который «слышен» читателю в стихотворных строках. Если поэт не сумел «поговорить по душам» с читателем через свои стихи, то он как поэт не состоялся, сколько бы книг стихов не опубликовал.
Чтобы услышать и почувствовать Марину Гутовскую, вовсе не обязательно в явочном порядке общаться с ней, для этого достаточно открыть сборник ее стихов. Иногда такое заочное общение способно извлечь из душевных струн читателя даже его затаенные, эксклюзивные мотивы, о чем свидетельствуют такие доверительные строки:
Познал ли ты ночное одиночество,
Когда висит над миром тишина,
Когда душе стонать и плакать хочется
Или с тоски напиться допьяна…
Познал ли ты ночное одиночество?
Стихи Марины особенно близки прекрасной половине читательской аудитории, многие представительницы которой, вероятно, найдут в них собственные чувства, адресованные мужчинам:
Вот тебя я и встретила,
Чудо мое невозможное,
Счастье мое безответное,
Радость моя тревожная,
Полночь шальная, слезная,
Острая боль сердечная,
Чудо мое невозможное,
Рана на сердце вечная…
Марина в своих стихах обращается к мужчинам и женщинам, к родителям и внукам, людям разных поколений и профессий. В этих строках радость и грусть, сожаление и ожидание, надежда и любовь. А вот и обращение автора к себе самой, от которого веет светлым энтузиазмом:
Расправь скорей свои морщины,
Почувствуй молодой себя,
Пусть спотыкаются мужчины,
Взглянув случайно на тебя.
Иди летящею походкой,
Пиши стихи и песни пой,
Пусть станет жизнь твоей находкой,
Забудь забвенье и покой.
Забудь про зимнюю усталость,
Ведь к жизни ты вернулась вновь.
В душе пусть будет только радость,
Желанье жизни и любовь!
Лирика Гутовской настояна не только на душевных позывах и любовных мотивах, она пронизана также глубокими мыслями о нравственных основах и непредсказуемых путях человеческой жизни:
Мы смолоду, не думая, живем,
Считая жизнь и долгой и прекрасной.
Какой дорогой к Храму мы придем?
Святою, грешной, легкою, опасной?
У каждого свой путь и свой конец.
Кому Господь терпенье дал в дорогу,
Кому – терновый колющий венец,
Кому – цветы раскинул у порога.
Особый компонент поэтического творчества Гутовской представляет военная тематика. Это и неудивительно, потому что Марина является ветераном спецслужб, отец и муж ее были военными, и внук уже идет по той же стезе. Касаясь этой темы, она пишет пронзительные строки о Великой Отечественной войне и, в частности, о залоге исторической Победы:
И потому тогда мы победили,
Что вместе шли народы в той войне,
На «русских» и «нерусских» не делили,
И тем сильнее были мы вдвойне.
Автору также не чужда и политика, (куда уж без нее), она задается важнейшими вопросами, годами «висящими» над российским обществом:
Нам обещают перемены,
Но где они, и в чем их суть?
Где тот единственный и верный,
К хорошей жизни светлый путь?
Чем дышишь ты, кому ты веришь,
Куда идешь, Страна моя?
Какою меркой счастье меришь,
Какою – горечь бытия?
Важнейшая черта лирики Гутовской – это, конечно же, Любовь. Она присутствует в той или иной степени в большей части стихов Марины, независимо от тематики. В строфах же, посвященных любви, автор, как и во всем творчестве, выражает свои чувства и мысли предельно откровенно:
Ах, как же сильно я любила!
Боготворила, как могла.
Когда ушел, я не забыла,
А свято память берегла…
Эпиграфом же к данному сборнику стихов, да и ко всему поэтическому творчеству Марины Гутовской, пожалуй, можно считать следующее стихотворение:
Я стихов не пишу по заказу
И по просьбе стихов не пишу.
Не подвластных чужому указу,
Я их в сердце, как радость, ношу.
Пусть стихи мои греют, как пламя,
Пусть уводят порой в забытье,
Пусть кому-то всю душу изранят,
А кому-то залечат ее.