Зайдхан МУРТАЕВ: «Когда работаешь с увлечением, душой и сердцем отдыхаешь»

Говорят, что юбилей – время остановиться, задуматься, подвести некую черту под ушедшими годами. Но эти установки не применимы к главному герою моего очерка: его жизнь, полная событий, неожиданных поворотов, постоянной прогрессии, представляется как линия, неуклонно идущая вверх по «графику» жизни. Наверное, это происходит потому, что сам Зайдхан Бадавиевич рисует траекторию ее движения своей столь нужной городу и людям работой.
Зайдхан Бадавиевич родился в прославленном ауле канатоходцев Цовкра Кулинского района в многодетной семье. Отец – учитель по специальности — был многогранной творческой личностью – и в музыкальном, и в художественном отношении. К тому же был известен среди сельчан как хороший костоправ. Детство Зайдхана Муртаева прошло в селе, где он успешно окончил 8 классов цовкринской школы.
В те годы в Махачкале открылось новое учебное заведение – Дагестанское художественное училище. Чувствуя в себе непреодолимую тягу к рисованию, Зайдхан Муртаев решил поступить на учебу в училище, для чего и приехал в Махачкалу. Все экзамены он успешно сдает. Будучи целеустремленным и прилежным, учился хорошо. Хотя, наверное, невозможно было учиться средне при том преподавательском составе, который вел тогда занятия в училище. Тем более что с первого по третий курс ему преподавал сам Муэтдин Джемал — основоположник дагестанского изобразительного искусства.
— Наш выпуск был первым. Причем все выпускники добились значимых успехов в жизни и работе. Стали известными художниками, заслуженными деятелями искусств, — говорит Зайдхан Муртаев. Но это не единственное образование, полученное Зайдханом Бадавиевичем. Втайне от родителей он поступил на вечернее отделение хорового управления музыкального училища и, окончив его, получил удостоверение хорового общества. Казалось бы, можно остановиться и, устроившись по специальности, работать, не терзаясь новыми поисками. Но от природы любознательному Зайдхану не хотелось останавливаться на достигнутом: он поступает на физико-математический факультет Педагогического института. Учился на отлично, можно сказать, вопреки распространенному мнению, что гуманитариям с трудом даются естественно-точные науки. Сам Зайдхан Бадавиевич с улыбкой констатирует, что знания давались ему на удивление легко, по-видимому, потому, что учился с огромным интересом, постигая новые знания.
Призыв в армию стал поворотным моментом в жизни, но не переломным. Обстоятельства сложились так, что он оказался в Бресте, где и прослужил полных три года. Художник в армии всегда в цене: днем Муртаев трудился художником-оформителем, а вечером выступал с оркестром. В целом скучать времени не было, потому что доподлинно известно: настоящий талант всегда найдет себе применение.
После армии Муртаев решил поступить в Белорусский инженерно-строительный институт. Получилось! Опять годы кропотливой учебы. И, как следствие, заманчивые перспективы, которые открылись перед молодым специалистом: его звали в разные проектные институты, предлагая хорошие должности и заработную плату. Но слово родителей нарушило все планы Зайдхана Муртаева. Родители потребовали, чтобы их сын вернулся на малую родину и устроил свою жизнь здесь, в Дагестане. Вдохновленный работой и перспективами, открывшимися ему в Белоруссии, Муртаев возвращается в Дагестан и устраивается на работу в институт «Дагестангражданпроект…» Правда, первоначально должность ему дали самую что ни есть незначительную, видимо, возраст специалиста (26 лет) не вызывал серьезного доверия. Однако спустя год Зайдхан Бадавиевич своей работой доказал, что он на своем месте, и дослужился до главного архитектора проектов института.
— Я спокойно занимался своим любимым делом – архитектурой, и не помышлял о смене места работы, — вспоминает он.
— А индивидуальным творчеством заниматься не хотелось?
— В основном моя работа была связана с архитектурой. Но я занимался и живописью в училище. Мои работы участвовали и на Всесоюзной студенческой выставке, о чем имеется грамота. В Брестском музее боевой славы остались мои работы по живописи. В Ульяновске – живопись, наброски, зарисовки к 100-летнему юбилею В.И. Ленина…Но главным делом моей жизни стала все-таки архитектура.
Со временем из «Дагестангражданпроекта» Зайдхан Бадавиевич тоже ушел. Уволился по собственному желанию, а по сути уходил в никуда. Но грамотного специалиста уже заметили: в 1985 году пригласили на ответственную должность замминистра просвещения ДАССР. А через 7 лет – поступило новое предложение возглавить Управление архитектуры города Махачкалы.
Вернувшись в свою стихию, Зайдхан Бадавиевич с рвением принялся за работу. Время было трудное, постперестроечный период словно преобразил народ: люди спешно, пока власть находилась в неустойчивом состоянии, торопились захватить земельные участки. Сотрудники Управления архитектуры города как могли пытались сохранить городские земли от посягательств самозастройщиков.
После Управления архитектуры З. Муртаев работал во вновь созданной организации Махачкалапроект, откуда и вышел на пенсию. Но пребывание на заслуженном отдыхе пришлось отложить: его пригласили на новое место работы — главным художником Управления архитектуры и градостроительства города Махачкалы.
— Желания оставить работу не возникает?
— Я отдыхаю на работе, — шутит Зайдхан Бадавиевич. Ему – трудоголику – трудно представить тот день, когда придется оставить работу, коллектив. «Когда работаешь с увлечением, душой и сердцем отдыхаешь», — признается он. И, действительно, над каким бы проектом ни работал Зайдхан Бадавиевич, он выкладывался в работе с полной отдачей профессиональных и творческих сил и очень сожалел, если не удавалось по тем или иным причинам довести начатое до конца. Вот, к примеру, один из его любимых объектов – школа №1 города Махачкалы. Зайдхан Бадавиевич разработал проект так, чтобы сама архитектура здания, уцелевшего с царских времен, сохранила свой облик при реконструкции, а новый корпус школьного здания ему, по независящим от него причинам, не удалось довести до желаемого результата. И потому на открытии школы Зайдхан Бадавиевич, которому предложили выдвинуться на Государственную премию, скромно то нее отказался. И по сей день переживает архитектор, что проект был не закончен, ведь изначально предусматривалось, что на территории школы будут фонтаны, ограда, гармонирующая с архитектурой, террасы и баскетбольная площадка для учеников. Увы.
Сколько архитектурных проектов составил Зайдхан Бадавиеич – сейчас доподлинно неизвестно. Он и сам не берется сосчитать. Среди них памятники, стелы, здания – жилые и социального назначения, проекты государственного значения и частного характера.
Сейчас он занят составлением фотоальбома и основных проектных материалов в целом.
К нему – добросовестному специалисту – всегда шли люди, а он, если и брался за работу, то исполнял ее добротно и на совесть. В свое время ему поручали составить проекты не только для столицы, но и для Южно-Сухокумска, Кизляра, Кизилюрта. К примеру, Южно-Сухокумск прежде представлял собой необжитую территорию, «украшенную» несколькими нефтевышками. После того, как руководство республики приняло решение о застройке, Муртаевым был разработан генплан. Затем после его утверждения была дана команда на разработку проектов детальной планировки. А после них – рабочих проектов планировки – микрорайонов. Тогда все выполнялось в срок и в соответствии с планом, потому что единым заказчиком и застройщиком выступало государство. Сейчас все несколько иначе.
Зайдхан Бадавиевич показывает мне чертежи разных объектов – непосвященному все это кажется малопонятным, зато наглядно, когда проект воплощен – совсем иные эмоции, преимущественно восхищение от увиденного. И в целом, глядя на проекты, на эту кропотливую работу, понимаешь, что простая формула: «что нам стоит дом построить» – здесь не действует. Нужно все детально разработать, чтобы объект простоял многие десятилетия на пользу людям.
Я поинтересовалась, кто из семьи Муртаевых пошел по стопам Зайдхана Бадавиевича. Оказалось, что никто. Каждый выбрал профессию по собственному желанию. Но все же творческому наследию архитектора Муртаева не суждено кануть в забвение. Ведь его племянники – сыновья брата – выбрали специальность художника, а значит, Почетному архитектору России, заслуженному деятелю искусств Дагестана Зайдхану Бадавиевичу Муртаеву есть кому передать богатое наследство собственных практических наработок, творчество художника и архитектора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам