Почти по всей улице вырыта глубокая траншея, а на тротуарах – пни свежесрубленных деревьев. Это начальный этап реконструкции улицы, расширения дорожного полотна покрытия – с 9 до 15 метров.
– Первоначально у нас возникали спорные моменты с жителями этой улицы, — говорит мастер ЗАО «Управление магистральных дорог города Махачкалы» Исматула Джафаров, – и я их понимаю: эти люди когда-то самостоятельно прокладывали коммуникации. Правда, некоторые подключились к сетям без соответствующего разрешения муниципальных служб. И вот сейчас эти коммуникации, зачастую не соответствующие ГОСТу, могут попасть под ковш экскаватора. По ГОСТу необходимо, чтобы труба находилась от поверхности земли на расстоянии 60-70 см, здесь же они уложены на глубину 20-30 см. Когда экскаваторщиком проводятся работы по расширению улицы, происходят обрывы трубопроводов. Из-за этого возникают некоторые проблемы.
Что касается деревьев, то мы их действительно срубаем, но в основном все они очень старые, требующие дополнительного ухода и ненужных затрат.
Вы правильно отмечали, что мусорные контейнеры расположены на проезжей части, но эта временная мера, мы будем делать специальные «карманы» для таких контейнеров.
– У Вас не возникает проблема с тротуарами, ведь в некоторых местах улицы они загромождены лестницами и ступенями, ведущими в магазины и иные частные предприятия? Весьма вероятно, что при расширении улицы, обходить эти ступеньки будет очень сложно.
– Все мешающее людям при передвижении по тротуару пойдет под снос.
Пока я беседую с мастером, ковш работающего рядом экскаватора добирается до водопроводных труб. Чтобы их не повредить, дорожники лопатами гребут землю. Но проблемы с трубами возникают не только на земле, но и в воздухе. На улице Котрова рядом с домом
№ 115 словно прямоугольная арка перекинута воздушная газовая труба с одной стороны улицы на другую. Непонятно, каким же образом после расширения улицы здесь будут проезжать большегрузные автомобили.
– Весьма вероятно, арочные газопроводы не были рассчитаны на расширение проезжей части. Я думаю, что в конце концов их придется разобрать, а трубопровод провести под землей, — говорит Исматула Джафаров.
– На улице Котрова нет уличного освещения, зато много столбов электрических проводов, хаотично разбросанных при подключении к домам.
– Этот вопрос, я думаю, решится позже, а пока наши трактористы, экскаваторщики и водители убирают грунт. Затем будем готовить основание для новой дороги. Оно будет в три слоя: гравий, грубый щебень, щебень чистый. Эта трехслойность поможет сделать дорогу более прочной и долговечной.
Все работники у нас хорошие профессионалы. Только за нынешний понедельник и вторник мы вывезли с трех улиц Махачкалы почти 200 тонн грунта. Кроме улицы Котрова, мы работаем на улицах Агасиева и Батырмурзаева.
Все наши действия мы согласовываем с хозяевами домостроений и коммерческих предприятий, консультируемся, выясняем, где проходят коммуникации и что сделать, чтобы их не повредить. Работы проводятся с активным участием жителей улиц, на которых идут реконструкционные работы.