На изломе эпох

Округлое пространство Музея истории города Махачкалы помогло представить экспозицию в образе «колеса истории», в котором вращаются фотографии и разного рода документальные материалы. Посетители, оказавшись за условной чертой «колеса», мгновенно попадают в ритм его движения. Уникально то, что современные и исторические аспекты накладываются друг на друга, и мы смотрим на историю сквозь призму современных тенденций – через качественную оцифровку материалов и их искусную подачу организаторами экспозиции. Без этого доступ к информации был бы значительно затруднен всевозможными техническими «противопоказаниями». Поэтому такого рода презентация музеем материалов из фондов ЦГА РД, по признанию начальника Управления Правительства РД по делам архивов Л.О. Урдашевой, стала настоящим открытием, ведь никогда прежде архивные документы не экспонировались так «эффектно и с таким размахом».
Нет смысла задаваться вопросом: почему показан лишь этот сравнительно небольшой отрезок времени – 1918-1920 годы, к слову сказать, чрезвычайно насыщенный бурными событиями революционного звучания. Юбилейная черта – 90-летие Дагестанской АССР – вдохновила авторов экспозиции, опираясь на большой фактографический материал, показать причинно-следственные связи этой даты, значимой в общедагестанском и общероссийском пространстве.
Можно обращаться к истории и рассуждать о роли тех или иных событий и личностей в переломе общественных настроений, а можно рассматривать эти же события и людей в общечеловеческой и культурной плоскости, абстрагируясь от внешних – исторических – факторов влияния. Организаторам выставки то ли сознательно, то ли невольно удалось выполнить и совместить две эти задачи: показав прошлое одной части – знатокам истории – в научном аспекте, а другой – большей части посетителей – в плане общекультурном. Поэтому наверняка зрители экспозиции часто задавались сакраментальным вопросом: станут ли наши современники значительной частью истории или потеряются во множестве «слайдов» эгоистично-личных, но не общественно значимых мотиваций. Интересным показалось и то, что посетители условно отделяли себя от наших исторических предшественников местоимениями «мы» – «они», потому никак не могли отделаться от чувства отчуждения – ведь мы лишь следствие той истории, а в остальном резко противопоставлены «героям того времени», которым, скорее всего, во многом уступаем.
Вернисаж предполагает презентацию некоего визуального ряда, который можно просмотреть и сделать некие умозаключения, опираясь на собственные знания. Знания, немного поистрепанные временем и полустертые под натиском свежей информации. Есть риск обмануться и заблудиться в субъективных измышлениях. Но организаторы выставки предусмотрительно «вписали» документальные материалы широкополосными архивными листами, которые смотрелись как линии раздела между фотографиями. «На изломе эпох» в ряду фотодокументов была представлена история в текстовой форме как точка опоры для познания фактов и событий прошлого. Также в экспозицию были искусно вплетены работы известных художников Лансере, Юнусилау и Джемала, соотнесенных с данным периодом времени, которые, по мнению директора Республиканского Музея изобразительных искусств Салихат Гамзатовой, «в данном историческом контексте выглядели как-то по-особенному». Поэтому экспозиция стала центром притяжения, в частности, для гуманитариев, специализирующихся в области искусства – изобразительного, кино и фото, и историков, которые в отличие от людей искусства подошли к оценке представленного эмоционально-сдержанно, как люди, искушенные в различных пластах и фактах истории.
Хотя не все так однозначно, как может показаться на первый взгляд. Экспозиция явилась не только просто констатацией свершившихся фактов. О персонификации истории в рамках экспозиционного пространства говорила историк Патимат Тахнаева, указав на то, что уникальные фотоматериалы и документы, представленные в фактах и лицах, буквально «оживили» историю. Поэтому экспозиционное пространство можно использовать и как площадку для чтения лекций по заданной теме. «Мы не можем уподобиться маргиналам, которые находятся у обочины исторической магистрали, и их не интересует собственная история», – отметила она. Частицу своего исторического прошлого прочувствовал и Первый заместитель Главы города Махачкалы Баганд Магомедов, упомянув о том, что его близкий родственник по отцовской линии находился в ближайшем окружении Гамида Далгата.
Выставка побуждала проникнуться историей как данностью, в которой есть ответ на важный вопрос: почему мы должны гордиться своими предками? Ведь в действительности, как сказала Патимат Тахнаева, изучив генеалогическое древо, каждый обязательно найдет своих предков в числе представленных на фотографиях экспозиции.
Директор Музея истории города Махачкалы, куратор выставки «На изломе эпох» Зарема Дадаева обозначила главную мысль – каждый из них – современников того непростого периода в истории Дагестана – должен был сделать свой выбор, побуждаемый чувством любви к родине. И неважно, прав он был или нет: делали они это, искренне веря в свое предназначение, и были честны перед самими собой. И здесь историк Эльмира Далгат не удержалась, чтобы не провести исторические параллели с настоящим временем: «Было много политических сил, которые по-разному представляли себе будущее Дагестана. Одни видели его только шариатским. Другие представляли светский Дагестан и только в составе Российской империи. Были и те, кто хотел, чтобы Дагестан стал частью Турции. Третьи хотели жить в советском Дагестане в составе России, то есть в то время существовали разные векторы политических сил и направлений. Сейчас мы видим, как история в какой-то степени повторяется».
В любом случае с главной своей задачей – «мотивацией к изучению истории своего народа посредством знакомства с подлинными историческими документами» организаторы проекта справились, и мы, благодаря бережному отношению к архивным документам, смогли совершить экскурсию в прошлое. Поэтому, как подчеркнула Л.О. Урдашева, очень важно сохранять фотографии и документы, которые впоследствии – через 90-100 лет – могут стать материалом для изучения и экспозиции в стенах музея. 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...
spot_imgspot_img

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам