На этих выставках организаторы проекта – Министерство культуры РД, Республиканский Дом народного творчества и администрации муниципальных районов — не только популяризируют национальное искусство, культуру, народные промыслы, но также пытаются привлечь внимание общественности к проблемам сохранения общекультурного национального достояния нашей республики. На этот раз в Махачкале зрителям свою экспозицию этнокультуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства продемонстрировал Дахадаевский район.
Фойе библиотеки напоминало город мастеров. Старинная домашняя утварь, серебряные изделия, клинки, ковры, музыкальные инструменты, картины. Глаза разбегались от этой рукотворной красоты. Здесь же, у стены, фотографии достопримечательностей района, знакомые по книгам и фильмам села — Уркарах, Кубачи, Амузги, Харбук…
Недалеко от входа у витрины холодного оружия я познакомилась с мастером Гаджиллой Даудовым. Он из знаменитого аула Кубачи. Мастер с гордостью рассказывает о своих земляках и о своем крае:
– Наш район является уникальным природным и историческим памятником. Музей под открытым небом! В каждом селе свои неповторимые песни, танцы, сказания и легенды. А какие мастера! Народные художники Расул Алиханов, Гаджибахмуд Магомедов, Абдула Абдурахманов, Гаджи-Омар Изабакаров своим искусством прославили Дагестан на весь мир.
Кубачинец Гаджилла Даудов не только сам продолжает традиции прославленных земляков, он еще работает в кубачинской школе искусств, где местные ребятишки — около 300 человек – учатся мастерству златокузнецов. Сегодня на выставку Гаджилла привёз работы учителей и учеников этой школы: оружие и предметы быта, сделанные из серебра.
– Нигде на Кавказе не встретишь такого аула, как Кубачи, — продолжает свой рассказ Гаджилла Даудов. — Изделия кубачинцев – оружие, медная и серебряная утварь – еще в средние века вывозились не только в соседние области, но и в страны Ближнего Востока. Правда, после распада Советского Союза в упадке оказался и художественный комбинат в Кубачи. Сейчас ситуация, к счастью, меняется. Недавно из специальной республиканской программы выделены средства на его поддержку.
По соседству с кубачинским мастером со своими изделиями расположилась Ума Курбанбагомедова из селения Уркарах. Две посетительницы выставки, видимо, подруги, с большим интересом разглядывают ее вышивки с народным орнаментом. Зрители интересуются: тяжело ли учиться этому искусству? Ума признается, что это очень кропотливая работа, на одну вышивку иногда уходит и целый месяц.
– Но результат сами видите. Красиво же?! — улыбается она.
Приятно было встретить на выставке еще одного человека, который тоже посвятил свою жизнь сохранению народного искусства. Цибац Маллаеву — милую улыбчивую женщину в национальном костюме — я вначале приняла за солистку фольклорного ансамбля. Оказалось, что она работает в школе учительницей русского языка и литературы. Но в родном селе Сутбук и в районе Цибац еще известна и как руководитель детского ансамбля «Чегери». Все свободное время она занимается с детьми народными танцами и пением. Она рассказала мне о своём селении, которое славится мастерами-камнерезами.
Все эти энтузиасты, как я поняла, не привыкли жаловаться на нелегкий труд. Они хранят традиции, передают молодому поколению мастерство предков. Мастера готовы часами рассказывать о проблемах народных промыслов, успехах своих учеников, но о том, что за труд учителя получают около пяти тысяч рублей, говорить стесняются.
До официального открытия выставки еще около 15 минут. В центре зала музыканты и женщины в ярких национальных костюмах. Одни заняты репетицией танца, другие играют на зурне и барабане. Между ними с широко раскрытыми глазами от экспоната к экспонату медленно ходят первые посетители. Вместе с ними и я продолжаю знакомство с выставкой.
Мой гид Гаджи Абдурахманов — заведующий отделом искусств и информации администрации Дахадаевского района. По его словам, в Дахадаевском районе находится 420 памятников культурного наследия.
– А историко-архитектурный комплекс «Кала-Корейш» включен в списки памятников федерального значения, — рассказывает он. — Крепостная стена с въездными воротами в селении Амузги, Ицаринская круглая сигнально-сторожевая башня, Зубанчинская квадратная сигнальная башня также являются памятниками федерального значения. Комплекс «Кала-Корейш» благодаря поддержке Министерства культуры России удалось реставрировать.
Умолкла зурна, притихли танцоры. Торжественное открытие выставки. К микрофону подходит министр культуры Дагестана Зумруд Сулейманова. Она заявила, что проведение таких мероприятий будет способствовать преемственности вековых традиций, которые молодое поколение не только сохранит, но и обогатит новыми произведениями искусства. Обращаясь к зрителям и участникам выставки, министр культуры подчеркнула: «Дахадаевский район – особенный. Он настоящий памятник этнокультуры. Отрадно, что дети продолжают традиции и обычаи этого народа, мы всегда гордимся этим. Хочу выразить свою благодарность всем участникам и зрителям этой выставки. Цель таких мероприятий – сохранять, развивать и продолжать традиции».
Поприветствовал зрителей и представитель администрации Дахадаевского района.
– Сегодня настоящий праздник культуры. Каждая сакля кубачинца – собственный музей. Каждое селение уникально. Мы рады показать сегодня частицу того, чем славится наш народ, – сказал выступавший.
Под звуки зурны и дробь барабана в пляс пустились солисты ансамбля «Чегери». Воспитанницы Цибац Маллаевой пели народные песни и исполняли народные танцы. И казалось, что даже воздух зарядился энергией и наполнился духом этих людей, хотелось и самой танцевать вместе с ними.
А в конце мероприятия, как принято у горцев, всех гостей угостили национальными блюдами. Посетители с большим удовольствием отведали чуду, «мучери», какой-то особенный, но очень вкусный хинкал. Кстати, секрет его приготовления мне, к сожалению, так и не раскрыли.