В прошлом номере нашей газеты было опубликовано интервью с Гамидом Гадисовым, председателем Городской Комиссии по организации таксомоторных перевозок в городе Махачкале. Им была высказана, как говорится, государственная позиция по «делу таксистов». Я же представляю вам позицию гражданина, предпринимателя, владельца одной из диспетчерских служб такси в нашем городе. Условно назовем его Али, так как человек не пожелал быть представленным настоящим именем.
В общем, говорить будем с позиции человека, находящегося по другую сторону баррикад. Основной момент, который «смущает» Али – не инициатива городских властей навести порядок в сфере таксомоторных перевозок. Это он как раз-таки приветствует, так как наши так называемые городские «грачи» – его конкуренты. У Али претензия к новому закону, принятому в нашей стране: Федеральный закон от 21 апреля 2011 года № 69 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу 6 мая 2011 года. Если гражданин не доволен законом, то, я считаю, что у него претензии к Государственной Думе, которая его приняла 11 апреля 2011 года, к Совету Федерации, который одобрил его 13 апреля 2011 года, ну и, соответственно, к Президенту страны, который подписал его 21 апреля 2011 года. Как говорит Али, в этом законе есть отдельные пункты, с которыми восемьдесят процентов таксистов не согласятся. Человек, желающий работать таксистом, допустим, покупает автомобиль за двести пятьдесят тысяч рублей, красит его под такси и ездит на нем год. За этот один год эксплуатации автомобиль теряет минимум пятьдесят процентов своей рыночной стоимости. А сколько за этот год сможет заработать таксист? Вопрос риторический. Я спросила у Али, обоснованы ли претензии в их адрес о том, что фирмы, занимающиеся таксоперевозками, не очень-то заботятся о техническом состоянии автомобилей, о физическом здоровье своих таксистов, не имеют собственного автопарка, не подписывают договоры с техстанциями о проведении постоянных техосмотров, не хотят регистрироваться в налоговых органах и т.д. Али считает, что в большинстве случаев эти претензии не обоснованы. «Дело в том, что сегодня рынок нам диктует, чтобы у нас были хорошие машины и вежливые водители. Потому что клиент в следующий раз не захочет сесть к недобросовестному водителю. Вот вы, как пассажир, скажите: если водитель, который вас вез, был неадекватен, что вы сделаете: позвоните оператору этой фирмы или вообще больше никогда не позвоните в эту фирму?» – спрашивает Али. Я, конечно, выбрала второй вариант. Да и нет у меня на памяти таких случаев, чтобы водитель такси, в котором я ехала (будь то таксист какой-нибудь фирмы, который приехал по вызову, или просто таксист, которого я остановила на дороге), неадекватно себя вел, был в нетрезвом состоянии, курил за рулем или грыз семечки, как это часто бывает среди водителей маршрутных такси. Может, я счастливый человек, но мне попадались всегда интеллигентные, предельно вежливые люди, которые всегда на выходе желают удачи или помогают занести сумки, если они есть. Никаких там всовываний своих мобильных номеров к вам в руку вместе со сдачей, как это любят делать водители маршруток. И это всегда приятно удивляет. По поводу того, что фирмы – операторы такси не имеют собственных автопарков, Али говорит, что они бы и не прочь были бы их иметь. Вот только затраты любой махачкалинской фирмы такси на покупку автомобиля, его страховку, лизинг, топливо и т.д., не считая налогов, – все это никогда не окупится. Поэтому все это уже должен иметь водитель такси, который платит фирме за заказы процент с выручки. Что касается регистрации в налоговых органах, Али говорит, что лично его фирма состоит на учете и все налоги исправно платит. Возвращаясь к принятому закону, мой собеседник считает, что подобный закон может действовать только в Москве, где рентабельность работы таксиста выше, чем у нас, в Махачкале, в десять раз. Там такси оплачивается по двум показателям: за подачу такси и плюс добавляется оплата не за километраж, а за каждую минуту. Так что, стоишь в пробке – плати. А для наших таксистов этот закон может обернуться безработицей. Только в Махачкале две с половиной тысячи человек могут остаться без работы. – Мы – тоже за порядок, – говорит Али, – и все порывы государства навести порядок мы поддерживаем. В государстве, где соблюдаются законы, всегда будет порядок. Вопрос в том, какой это закон, и к чему может привести его соблюдение. Я сам начинал с самого низа и прошел все стадии. Прошли те времена, когда таксист мог позволить себе жить на широкую ногу, обедать в ресторане и ни в чем себе не отказывать, – вспоминает Али, – раньше таксисты в Махачкале зарабатывали достаточно приличные деньги, потому что средний класс города, все платежеспособное население пользовалось услугами такси. Сейчас же этот самый средний класс пересел в собственные автомобили. Даже женщины. А для водителей такси работа «таксист» стала чем-то сезонным. Зимой человек работает на такси, а летом идет на стройку. Даже эта работа сейчас приносит больше денег.
На этом история одного таксиста заканчивается.