Приобщая к высокому искусству

Забегая немного вперед, мы решили расспросить директора Дагестанской государственной филармонии Абакара Хайрулаева, чем порадует нас фестиваль в этом году. И вместе с тем пройтись по истории зарождения в культурной жизни нашей республики этого мероприятия, первый шаг к созданию которого был сделан благодаря одной из идей филармонии.
– Идея проведения фестиваля подобного уровня давно витала в воздухе. Хотелось организовать фестиваль классической музыки на достаточно серьезном уровне. Для этого требовалось решить проблемы материального и организационного плана. Но однажды мы все-таки решились сделать первый шаг и высказались о своей идее на Совете директоров концертных организаций. Ежегодно директора встречаются по нескольку раз в разных регионах России. Заседания проходили в Нальчике, Сочи, Элисте, Волгограде, Ростове, в Махачкале. И там обсуждались вопросы по созданию единого гастрольного регионального плана концертной деятельности. Прежде при советской власти существовал Союзконцерт, где такой план разрабатывался. В соответствии с этим планом артисты гастролировали по стране. Кроме Ингушетии, Чечни, Карачаево-Черкесии, Калмыкии, в других регионах филармонии являются самодостаточными организациями, у них большие коллективы, гастролирующие по России и за рубежом. Конечно, если мы сами не начнем действовать, никто нам не поможет. Общеизвестно, что артистов формирует сцена, и гастроли их стимулируют, заставляя держать себя в творческой форме. Руководствуясь этими соображениями, мы решили предложить Академическому симфоническому оркестру Кавказских Минеральных Вод (г. Кисловодск) приехать к нам с концертами. В 2007 году этот оркестр дал концерты в Махачкале и в Дербенте, в последующие годы наше творческое сотрудничество продолжилось.
– Вопреки устоявшемуся мнению, первый блин не оказался комом…
– Зрителям понравились концерты. А так как идея проведения масштабного фестиваля не давала нам покоя, мы взяли за основу этот оркестр, условно говоря, как «градообразующий». Ведь в основном ценителей музыкального искусства, публику притягивают громкие имена, известные музыканты, серьезный академический коллектив.
– И здесь мне хочется спросить, неужели у нас, в республике, нет такого уровня академического коллектива?
– Они имеются, но публика привыкла относиться к местному – дагестанскому менее восторженно. Мы убедились на личном опыте: новые имена привлекают публику, и к ним проявляют неподдельный интерес. Поэтому мы решили приглашать тех, кто редко или же никогда прежде не приезжал к нам с гастролями. Вообще идею проведения фестиваля очень трепетно вынашивала художественный руководитель филармонии Ирина Германовна Нахтигаль, она – наш большой творческий энтузиаст. Нам очень повезло с коллективом филармонии, ведь каждый его работник, всецело посвятил себя служению искусству. Без слаженной работы всего коллектива проведение подобных мероприятий невозможно. Учитывая то, что статус фестиваля международный, мы приглашаем гостей из других стран. К нам приезжали музыканты из Южной Кореи, Канады, Норвегии, Греции, Израиля, Германии, в этом году примут участие из Азербайджана и Германии. Приезжает наш земляк Тимур Гасратов, который никогда в Дагестане не проживал, родом из Одессы, последние годы он живет в Германии. С его выступления и начнется четвертый фестиваль.
– Дагестанских имен в списке участников совсем немного, в основном, как мне кажется, делается упор на московских гостей.
– Мы стремимся приглашать знаменитых и востребованных артистов. Стараемся удовлетворить растущие потребности и вкусы нашего населения. Мы пригласили известного скрипача Графа Муржу, который по всеобщему признанию является одним из самых ярких, одаренных и востребованных европейских скрипачей. 24 июня пройдет гала-концерт трех теноров из Москвы, в программе которых самые популярные оперные арии русских и зарубежных композиторов, народные песни разных стран, трепетная страсть русской камерной музыки. Наверное, словами трудно передать всю гамму музыкальных настроений, которую мы готовим для ценителей классической музыки. Поэтому приглашаем всех посетить фестивальные концерты.
– Любой музыкант, изъявивший желание, может участвовать в фестивале на добровольной основе?
– Мы несем расходы по приему и размещению гостей, плюс гонорары за выступления, поэтому участники приезжают по приглашению. Да и сами артисты вряд ли согласятся выступать на безвозмездной основе, ведь у многих плотный гастрольный график. Поэтому Министерство культуры РД во главе с З.З. Сулеймановой оказывает нам существенную помощь. Для нас важны понимание и поддержка министерства. Конечно, республика славится хореографическими коллективами, прикладным искусством, а филармоническая работа отличается от деятельности других учреждений культуры. Но и классическая форма искусства тоже нуждается в поддержке.
– Случалось ли такое, что приглашенные артисты отказывались принять участие в фестивале?
– Нет, единственное – в прошлом сезоне симфонический оркестр Кабардино-Балкарской государственной филармонии отказался приехать по уважительной причине. Правда, они поздно, за дней 10 до концерта, поставили нас в известность и мы не успели найти им замену, так как концертный график других коллективов не позволял им приехать к нам.
Отрадно, что к нам на концерты приходит много молодежи. Можно сказать, что у нас специфическая воспитанная публика: пока концерт не закончится, слушают исполнителей с удовольствием. На эстрадных концертах зал ведет себя бурно, хождения по залу никем не пресекаются.
– На эстрадных концертах звучит зажигательная музыка, которая «подстегивает» слушателя, а классическая действует на публику умиротворяюще.
– И, тем не менее, мы благодарны нашему зрителю за трепетное отношение к классике. Не раз к нам подходили, спрашивали, почему мы активно не рекламируем концерты. Но ведь и реклама по телевидению достаточно дорого стоит – от 25 рублей за секунду. Если в день прокрутить такой ролик 10–15 раз, это обойдется в 40 тыс. рублей, а наши билеты стоят максимум 200–300 рублей. Мы не можем себе этого позволить.
– За счет чего такие невысокие цены на билеты? Неужели классическая музыка так дешево стоит, или она дешево ценится?
– Нет, просто зная о средних материальных возможностях наших зрителей, мы устанавливаем оптимально приемлемые цены. Наш зритель – это, как правило, представитель интеллигенции, с достаточно скромной зарплатой. Они предпочитают возвышенное искусство, а на эстрадную музыку идут бизнесмены, торговцы, желающие весело провести свой досуг.
– Читая график проведения концертов, мне захотелось у вас спросить, почему местом проведения указывается Кумыкский театр? Но, переступив порог Даггосфилармонии, я поняла истинные причины: здание в крайне запущенном состоянии. Неужели нет возможности привести его в надлежащий порядок?
– С 2003 года мы не проводим здесь концерты, а Даггосфилармония используется как репетиционная база и как административное здание. Министерство культуры запретило проводить здесь культурно-массовые мероприятия потому, что здание находится в аварийном состоянии.
– Было бы жаль потерять это здание, все-таки это одно из немногих исторических строений столицы. И потом, в зале филармонии прекрасная акустика…
– Насколько мне известно, историко-культурной ценности оно не представляет. По рассказам старожилов, здание было построено в начале XX века, и до революции оно принадлежало Дворянскому собранию. Позже здесь и рыбный лабаз размещался, и соляные склады, и швейная фабрика. Насчет акустики вы правы: акустика просто идеальная. Мы приглашали две комиссии: филиала Северокавказского института сейсмостойкого строительства и нашего республиканского Министерства строительства и ЖКХ. Обе комиссии пришли к выводу, что реконструкция стоит в полтора-два раза дороже, чем строительство нового здания. Конечно, мы искали новое место для филармонии, но нам сказали, что его пока нет. Сейчас мы заказали проект, и вроде бы в помощи нам не отказывают, но ежегодно после утверждения бюджета мы получаем уведомления, что по определенным причинам строительство здания не смогли включить в бюджет. Но мы не сидим сложа руки, у нас обширная концертная деятельность, и свой годичный план мы выполняем с лихвой. Конечно, у нас нет своего зала в отличие от коллег из соседних регионов, но, тем не менее, около 300 концертов в год мы даем.
В других республиках бывшие здания обкомов, их конференц-залы передали филармониям. Вот и у нас есть «Президент-комплекс», который отремонтирован, приведен в надлежащее состояние, и там нередко проводятся концерты. Конечно, и нам могли бы предоставить там концертную базу…
– Может быть, не предоставляют по той простой причине, что классические концерты не окупаются…
– Но не все же измеряется в денежной стоимости, как можно культуру мерить деньгами? Культура помогает воспитывать подрастающее поколение, способствует развитию эстетических ценностей. Если честно, мы устали рассказывать людям о наших перспективах. Приезжие артисты изъявляют желание посетить здание филармонии, и я не могу им в этом препятствовать. Мы гордимся нашим творческим потенциалом, поэтому стараемся не заострять внимание на экономических проблемах, о которых уже много говорилось.
Наша цель – не заработать на концертах, а приобщать людей к классике, показать им разножанровую классическую музыку, высокое искусство. И вместе с тем создать положительный имидж республики и укрепить статус столичного города Махачкалы.
– И как это удается?
– Конечно, по признанию самих артистов – гостей республики, увиденное по телевизору разнится с тем, что они видят по прибытии в Дагестан. Как правило, приезжих артистов поражает разнообразие культурной жизни республики, красота республики, ее жителей, их гостеприимство.
– Но есть, по-моему, смысл создать некое подобие продюсерского центра? Заняться раскруткой наших музыкантов классического направления? Может, пора начать искать современные формы работы с артистами?
– Во всем мире филармонии отличаются консервативностью. К примеру, в Калмыкии филармонию преобразовали в Калмыкконцерт. Но у них нет собственных коллективов, они заключают договоры с коллективами на проведение концертов. Получается, что они заняты непосредственно организационной работой, ничего творческого в их деятельности нет. У нас другая ситуация. Мы обладаем мощным потенциалом и заинтересованы в сохранении и развитии всех существующих творческих коллективов. Осваивая современные технологии по менеджменту, мы уверены в положительных результатах этого направления нашей деятельности. А классическое искусство, как вы понимаете, во все времена не было рентабельным. Оно требует иного – душевного похода.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам