А прямо перед концертом директор Астраханской государственной филармонии и дирижер оркестра встретились с корреспондентом «МИ», рассказав о том, какие сюрпризы они подготовили для дагестанской публики.
Директор Астраханской государственной филармонии Валентина Чернякова:
– Мы запланировали гастроли в некоторые прикаспийские государства и города. Соответственно, мы также выступили инициаторами приезда в Махачкалу. Стало уже традицией, что в июне здесь проходит Международный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи». Нам было интересно в нем поучаствовать.
– То есть желания и возможности дагестанской и астраханской стороны совпали. Как вас приняли?
– Замечательно. Дорога была недолгой: добирались на транспорте, которым обеспечила нас дагестанская сторона. Живем в гостинице, уже успели сходить на море. Нам организовали питание в прекрасном кафе Администрации города Махачкалы, что также очень приятно. Принимающая сторона успела провести нам экскурсию по городу. Хороший прием, мы очень довольны.
– Экскурсия оказалась познавательной?
– Нас в основном провели по центральным улицам, город красивый, нам понравился. К сожалению, экскурсия получилась небольшая, потому что приехали мы утром в день концерта.
– Судя по всему, у оркестра плотный график работы.
– В принципе все наши филармонические оркестры активно готовятся ко Дню независимости России. В Астрахани также намечены определенные мероприятия. Поэтому стараемся везде успеть.
– Насколько я поняла, прежде в фестивале вы не участвовали и узнали о нем впервые в этом году. Какие ожидания на него возлагаете?
– Вы правы. Но фестиваль стал уже традиционным, поэтому хотелось бы в дальнейшем в нем участвовать.
– А какие-либо совместные проекты с Дагестанской филармонией планируете осуществить?
– У меня уже есть договоренность с директором Дагестанской филармонии о том, что ваш эстрадно-симфонический оркестр приедет в Астрахань в октябре с гастролями.
– В планах значится привлечь наших вокалистов для совместных проектов с вашим камерным оркестром?
– Да, но для этого потребуется «благословение» нашего художественного руководителя. У нас, если можно так сказать, двоевластие: я занимаюсь финансовой и хозяйственной деятельностью, а худрук – творческой работой. Со свой стороны я готова выдвинуть инициативу, думаю, она рассмотрит и оценит ее положительно, и мы договоримся с дагестанской филармонией.
– Поскольку от других участников никаких откликов об ассамблеях слышать вам не приходилось, приходится опираться на собственные впечатления?
– Хочу отметить, что наше первое впечатление очень хорошее.
– Мы возлагаем большие надежды на этот концерт, а какие ожидания вы связываете с дагестанским слушателем?
– Полагаю, те произведения, которые представит камерный оркестр, публика прочувствует и поймет: настоящее искусство всегда востребовано. А еще дагестанский слушатель поймет, что в соседних регионах есть хорошие классические оркестры, солисты, которые стремятся держать классическое искусство на высоком уровне.
Дирижер Камерного оркестра Астраханской государственной филармонии, заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия Мерген Настинов
– Чем вы руководствовались при отборе репертуара для сегодняшнего концерта: собственными пристрастиями или вас уже посвятили в музыкальные предпочтения дагестанской публики?
– Мы хотели показать все грани классического искусства, поэтому начнем с концерта ре минор «Alla Rustica» А. Вивальди, затем постепенно, по нарастающей перейдем к более легкой музыке. Заканчиваем яркими номерами современной музыки. Это «Танго» А. Пьяцолло, веселые музыкальные произведения.
– Каким произведением хотите ошеломить публику, подвести ее к кульминации концерта?
– Мы привезли «Блистательный дивертисмент» М. Глинки. Это очень яркий номер.
– Говорят, что слушатели воспринимают музыку через призму ее прочтения и интерпретации дирижером. В этом, наверное, есть доля правды?
– Да, на дирижера возложена большая ответственность – прежде передать переживания композитора и только потом привнести что-то свое, личное.
– Наверное, для этого приходится опираться на документальные источники – предысторию создания произведения. Или вы делаете это посредством нот?
– Конечно, определенная эрудиция нужна, потому что дирижеру нужно прочувствовать эпоху, в которой автор жил и творил. Необходимо знать определенные технические нюансы: какие музыкальные приемы использовались в то время, ведь и технические возможности у музыкантов были другими, и инструменты отличались от современных своим звучанием.
– По времени создания – 1988 год – ваш оркестр достаточно молодой. Какова его музыкальная биография, есть в ней характерные этапы или черты, выделяющие оркестр в ряду других?
– Он примечателен тем, что продолжительное время оркестром руководил дирижер, заслуженный артист России Владислав Белинский. Именно на этот период пришлась «кухонная» работа – когда подбирается коллектив, а дирижером оттачиваются мельчайшие детали. Слушатель видит в зале только, как говорится, видимую, блестящую сторону: он не знает о репетициях, когда в коллективе возникают эмоциональные всплески, взаимные обиды, когда нервы бывают на пределе. Белинский отточил технику оркестра, моя задача – удержать оркестр на том же уровне, потому что он уже очень известен в нашем регионе своей техникой исполнения. Он вложил в это много времени и сил. Моя задача – преумножить сделанное, во всяком случае сберечь наработанное..
– Оркестр немыслим без дирижерской палочки. Видимо, поэтому все считают дирижера лицом оркестра. А вы чувствуете себя главным действующим лицом?
– Не всегда. Иногда я чувствую себя оркестровым музыкантом, иногда приходится доказывать свою точку зрения, настаивать на ее исполнении. Если оркестр дает мне дельные советы, воспринимаю. Я живой человек, невозможно все перекладывать на себя.
– Когда вижу классические концерты на телеэкране, не могу не обращать внимания на то, как дирижер вкладывает в музыкальное действие субъективные эмоции: глазами, руками, мимикой. Мне кажется, дирижер должен быть и хорошим актером.
– Открою вам небольшой секрет. Когда дирижер начинает играть, как говорят, на публику, значит, у него с оркестром все в порядке. Ни один здравомыслящий дирижер не будет актерствовать, если у него в оркестре непорядок, тогда он наоборот бывает более сосредоточен и погружен в работу.
Конечно, бывает, что дирижер настолько погружается в музыку, его так переполняют чувства, что в какой-то момент он непроизвольно начинает проявлять свой эмоциональный настрой жестами или взглядом.
– Вы слышали классические композиции в исполнении дагестанского симфонического оркестра?
– К сожалению, только на видеозаписи, но мне очень понравилось.
– А если оценивать по профессиональным критериям?
– Очень интонационно выдержанный оркестр. Весь концерт я прослушал на одном дыхании.
— Каков предконцертный настрой? Волнуетесь ли вы?
– Конечно, где бы ни выступали, перед концертом всегда испытываешь волнение. Другое дело, с каким настроением ехали сюда. Всем было очень интересно, потому что в основном все члены коллектива прежде никогда в Махачкале не были.
– Меня всегда интересовало, что успевает оркестр сделать за тот небольшой промежуток времени, который отводится ему на прогон?
– В основном репетуем отдельные куски, сложные места, скажем так. Мы же помним, что на репетициях вызывало у нас сомнения, и стараемся это отработать. И потом идет прощупывание зала. Зал незнакомый, акустика иная. В природе не существует одинаковых залов. Первую половину репетиции оркестр только привыкает к акустике. Первоначально бывает неуютно в любом зале, его надо как бы обжить. Постепенно привыкаешь, и вторая половина репетиции проходит хорошо.
– И как, уже свыклись?
– Сначала казалось, что звук идет глуховато, потом я спустился в зал, и там музыка звучит лучше. Значит, мы донесем до слушателя все то, что хотим ему сказать. Думаю, наш диалог состоится.