Урарту и Восточный Кавказ

Весьма тесные связи Восточного Кавказа с Ближним Востоком имели место еще в древнейший период в IV-VI тыс. до н.э. Довольно активные этнокультурные влияния на Восточное Закавказье, Дагестан и Северный Кавказ оказала Месопотамия. На это указывают керамические памятники, относящиеся к ранним этапам великентской культуры — одного из вариантов куро-аракской культурно-исторической общности. Ближневосточные влияния проявились на Кавказе не просто в появлении здесь некоторых форм керамики орнамента, а во внедрении ряда важнейших инноваций, затронувших совершенствование производства глиняной посуды путем использования гончарного круга. По мнению археологов, появление на Кавказе колесного транспорта также является прямым результатом влияний ближневосточного мира.
Из стран Ближнего Востока в наиболее тесных связях с народами Кавказа находилось Урартское царство.
В IX в. до. н. э. возникло Урартское царство, охватившее обширную территорию вокруг Ванского озера. Центральную часть своего государства урарты называли Биайни. От этого названия, полагают, произошло современное название озера Ван. Термин Урарту сохранился в названии горы Арарат.
Урарты были исконным народом Закавказья, который в глубокой древности создал свою самобытную культуру, близкую к культуре соседних народов, и впоследствии свое государство. Урартские цари вели ожесточенную борьбу с Ассирией, потерявшей первенствующее положение на северо-востоке Передней Азии. Ассирийский царь Салиманасар III в 859 и 856 г. впервые столкнулся с Урарту.
Время расцвета Урартского государства и его культуры относится к эпохе правления царей — Сардури I, его внука Мануа, Сардури II, Руса I и др. Ассирия потеряла свои владения в верховьях рек Тигра и Евфрата, и первенствующее положение на северо-востоке Передней Азии перешло к Урарту.
Столицей его стал город Тушпа (нын. гор. Ван на юго-восточном побережье Ванского озера). В конце IX в. и в первой половине VIII в. до н.э. правители Урарту (Ишпуини, Менуа, Аргишти I, Сардури II) развернули серию успешных наступательных войн, в результате которых значительно увеличили территорию своего государства.
Расширение Урартского государства происходило к северу от р. Араке, подчиняя себе отдельные области. Границы Урарту простирались на востоке – до озера Урмия и страны албан, на севере – до малого Кавказа, на западе – до реки Евфрат и на юге – до Таврского хребта. Урарту консолидируется в сильное государство, но в IX в до.н.э. урарты еще вели оборонительные войны против Ассирии.
Государство Урарту занимало большое нагорье, расположенное между восточными областями Малой Азии, северо-западной окраиной Ирана и Северным Двуречьем. На севере Урарту включало бассейн Аракса и южные притоки Куры. Таким образом, в состав Урарту входили довольно значительные области Закавказья – территории современных Армении и Грузии.
Страна Урарту, расположенная между Кавказом, Малой Азией, Северной Месопотамией и Северо-Западным Ираном служила посредником в торговле, объединявшей страны северной части Передней Азии.
Территория Урарту была перерезана путями, связывавшими ее регионы с Восточным и Северным Кавказом, в общих чертах совпадавшими дорогами. Существование многочисленных перевалов, связывавших в древности Северный Кавказ с Закавказьем, способствовало проникновению урартского влияния на различные регионы Кавказа.
По этническому составу население Урарту было разнородным, но по языку и историческим судьбам было близко к коренному населению Кавказа и Передней Азии. Как считает академик Г.А. Меликишвили, в древности дагестанские племена были распространены в Закавказье и южнее. «Характерно, — пишет он, — что уже в древневосточных источниках (хеттские, ассирийские и урартские надписи) на территории к югу от Закавказья мы встречаем ряд названий, обнаруживающих поразительную близость к названиям, засвидетельствованным позднее в адыгейско-чечено-лезгинской среде». С этой точки зрения интересный материал содержит этнонимика и топонимика как Северного (древняя Албания), так и Южного Азербайджана. Обращает на себя внимание упоминание в ассирискийх источниках IX-VIII вв. до н.э. крупной страны Андиа, занимавшей долину р. Сифид-руд вплоть до побережья Каспийского моря. Данное название фигурирует в современной топонимике Дагестана, а также под названием андийского известен один из дагестанских языков.
По мнению некоторых исследователей, термин «лаки» (леки) впервые встречается в анналах ассирийских царей до VIII века до н.э., а их страна была известна под названием Куммух, которая граничила с Урарту. «После падения Урарту, — пишут Р.Г. Маршаев и Б.Бутаев, — лаки (кутмухи), потеряв в лице Урарту своего союзника, были оттиснуты сильной ассирийской державой на север Кавказа. В этот период происходят передвижения и других народов, толчок которым дали киммерийцы и скифы.
Урартское царство овладело значительной территорией на севере вплоть до Араратской долины и района Севанского озера включительно.
В этих районах урарты построили крепости — опорные пункты, превратив их в провинцию своего государства. В Араратской долине они развернули строительные и ирригационные работы.
Царь Руса I еще более расширил северные и северо-восточные пределы Урарту. Его войска вели войны против владетелей политических образований, расположенных северо-восточнее Севана, где были разбиты 23 «царя».
Наряду с территорией, включенной в состав Урартского государства, многие другие области Южного Закавказья превратились в объект урартских опустошительных походов.
На Кавказе урартские войска доходили до границ Колхиды в Западной Грузии. Завоевательную политику своего отца продолжил Сардури II (764-735 гг. до.н.э.) Царь Аргишти II (713-685 гг. до.н.э.) направил свои походы на восток, достигая побережья Каспийского моря, районы расселения предков дагестанских горцев, остальных народов Восточного Кавказа.
Урартские цари совершали походы и на территорию Северного Кавказа, о чем свидетельствуют археологические материалы и письменные свидетельства, урартские надписи.
Раскопки в Закавказье, Дагестане и на Северном Кавказе обнаружили целый ряд предметов переднеазиатского происхождения, завезенных урартскими колонистами, воинами, торговцами. Различные предметы явно урартского происхождения были обнаружены на обширной территории от Арарата до областей Северного Кавказа. Даже на Кубани была обнаружена золотая чаша с изображением зверей, которая выдержана в урартском стиле VII в. до.н.э.
В одной надписи Сардури II отмечает: «Цитадель города Дарбани, укрепленную в бою, я завоевал». Название Дербани, по мнению акад. И.И. Мещанинова, созвучно названию современного Дербента. Названия некоторых урартских племен также напоминают этнонимы албанских племен. Урартское царство, как отмечает Е. Д. Аллен, «имело связи с Нонто-Каспийским перешейком и имело торговое, а может быть, и политическое влияние в этих частях».
Контактированию дагестанского населения с Урарту способствовали нашествия киммерийцев и скифов через территорию Дагестана на страны Передней Азии. При своем вторжении в Переднюю Азию скифы поддерживали тесные отношения с урартами, через которых они получали железо, различные предметы, ткани.
Урартское царство прямо и косвенно повлияло на социально-экономическое политическое и культурное развитие Восточного Кавказа.
Городские производственные центры Урарту на определенном этапе служили распространителями в быту народов Восточного Кавказа железа как более совершенного металла.
Экспансия Урарту на север влияла на социально-экономический пpoцecc всего Закавказья в целом, способствуя переходу от первобытного строя к классовому обществу и государственности значительного числа народов.
Во второй половине VIII в. до н.э. урартские владения в южном Закавказье особенно расширились.
В послеурартское время завершилось становление классового общества и государственности в Колхиде, Иберии, Албании. Население древнего Урарту в ахеменидский период и позже постепенно арменизировалось и иранизировалось.
В VI-V вв. до н.э. происходит формирование древнеармянской народности, постепенно включавшей в свой состав потомков урартов и некоторых других племенных групп.
Тот факт, что в период расцвета границы Урартского государства соприкасались с албанами, говорит о многом.
Под албанами подразумевались и многие другие дагестанские племена.
Полными сведениями о всех племенах Кавказской Албании мы не располагаем, потому что многие из них скрывались под собирательным этническим наименованием «албаны». Некоторые античные источники наряду с удинами, легами, гелами, гаргарейцами и другими упоминают и албан. Но зато в сочинениях древнеармянских авторов сохранились весьма ценные и относительно конкретные сведения о племенах Кавказской Албании.
Вхождение в сферу культурного и экономического влияния Урарту определило характер духовной и материальной культуры населения Восточного Кавказа.
Культурное единство восточнокавказских областей в какой-то степени определялось культурной ролью, какую играло государство Урарту в первой половине I тыс. до н.э. Кроме того, Урарту являлось важным культурным посредником, связывавшим население Восточного Кавказа с древними классовыми обществами Передней Азии и всего Древнего Востока. Это привело к глубокому втягиванию Восточного Кавказа в сферу широкого обмена и международных сношений с более отдаленными странами. Следует, что через посредство Урартского царства населению Восточного Кавказа стали известны фольклорные жанры древневосточных народов.
Так, в фольклоре аварцев сохранились произведения детского фольклора, где фигурирует Гильгамеш, герой древнемесопотамского эпоса. Не менее интересный факт: у лакцев сохранилась сказка, где фигурирует женский персонаж Иштара, во многом напоминающий аккадскую богиню плодородия Иштар.
Имя Иштар бытует и в антропонимии некоторых других дагестанских народов – аварцев, даргинцев. Это дает возможность предположить о существовании определенных связей в сходных сюжетах и образовании песни кумыков о Минкюллю и шумерских сказаний об Энкиду из «Эпоса о Гильгамише».
Традиции, каноны, выработанные урартами, оказали заметное влияние на культуру народов Восточного Кавказа. Древнеармянское государство, Колхида, Иберия и Албания характеризуют развитие рабовладельческого общества Закавказья в послеурартскую эпоху. Возникновение и развитие государства Урарту не могли не повлиять на социально-политическую жизнь населения Восточного Кавказа.
Касаясь периодизации цивилизаций Закавказья, М.А. Дандамаев писал: «В первые века I тыс. до н.э. здесь существует один центр государственности и классового общества – Урарту, затем в зону становления государственности включается черноморское побережье Закавказья – древняя Колхида; в эллинистическое время – остальные районы этого региона – Иберия (современная Восточная Грузия) и Кавказская Албания (области совр. Азербайджана и часть Дагестана)».
Особенности отношений населения Восточного Кавказа с Урартским царством, следует полагать, во многом определялись и характером скифско-восточнокавказских связей. Роль Урартского государства была огромной не только в социально-экономическом развитии Восточного Кавказа. Оно являлось посредником, связывающим этот регион с культурами древних цивилизаций Передней Азии.
В начале VI в. до н.э. Урарту попадает в зависимость от Мидии, а к 590 г. до н.э. полностью прекращает свое существование. В начале VI в. до н.э. отмечается значительное развитие области Арме-Шуприя и здесь возникло независимое древнеармянское царство, вошедшее затем вместе с другими областями бывшего Урартского государства в состав Персидской державы. Урарты не смогли сохранить этнической целостности и в течение веков растворились среди армян, картвелов, иранцев, ассирийцев и др.
Изложенный материал свидетельствует не просто о наличии бесспорных связей между Урарту и Восточным Кавказом, а о прямом участии Урартского царства в становлении и дальнейшем развитии государств Кавказа. В свете последних открытий, сделанных в Восточном Закавказье, а также на Северо-Восточном Кавказе, можно уверенно сказать, что путь переднеазиатского, в том числе урартского влияния шел через Восточное Закавказье в Дагестан и далее в остальные регионы Северного Кавказа.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Над Махачкалой подняли Знамя Победы

Махачкала приняла эстафету патриотической акции «Равнение на флаг»,  подняв Знамя Победы в Великой Отечественной войне – штурмовой флаг 150-й...

Владелица салона сотовой связи в Махачкале арестована за мошенничество на 10 млн рублей

Кировский районный суд Махачкалы заключил под стражу владелицу салона сотовой связи «L-mobile» в Махачкале по обвинению в мошенничестве, сообщает...

Глава СКР взял на контроль проверку в частном детсаду Махачкалы

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин взял на контроль проверку по информации о нарушении прав воспитанников частного детского сада...

В Махачкале прошла акция по посадке деревьев, приуроченная к 80-летию Победы

Общественная палата Махачкалы провела в столице Дагестана акцию по посадке деревьев, приуроченную к 80-летию Великой Победы и Году защитника...
spot_imgspot_img

Лжеюрист из Астрахани обманным путем получила от 18 жителей Дагестана крупную сумму денег

Мошенница из Астрахани обманным путем получила крупную сумму денег от 18 жителей Дагестана. Девушка, выдавая себя за юриста, подыскивала...

В Дагестане 29 апреля объявлен нерабочим днем по просьбе православных христиан республики

По многочисленным обращениям православных христиан Дагестана 29 апреля объявлен в республике нерабочим днем. В этот день отмечается православное поминовение...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам