В основе своей такая мысль верна, и только невежественный человек посмеет с ней не согласиться. Однако следует определиться со значением слова «образование» в данном контексте. Во-первых, это умственное и духовное обогащение человека; во-вторых, это развитие способностей, заложенных в нас; и, наконец, воспитание в человеке высоконравственной личности и добропорядочного гражданина. Но на практике в большинстве своем вышеперечисленные идеалы встречаются крайне редко. Иными словами, то, что мы имеем в действительности, не что иное, как извращенная форма настоящего образования. Речь идет об искажении его идеи и принципов.
Я знаком с этим не понаслышке. Будучи студентом одного из вузов нашей республики, я практически каждый день сталкиваюсь с этой проблемой как на собственном примере, так и на примере своих знакомых. Суть проблемы заключается в том, что родители, вдохновляя своих детей на получение сначала школьного, а потом и высшего образования, даже не подозревают об истинных его целях. Для них, к сожалению, образование – это не более чем наличие документа, свидетельствующего об его получении, будь то аттестат или диплом. Как следствие, молодой человек, которому внушили такое своеобразное представление об образовании и его целях, начинает долгое и унылое прохождение положенных учебных дисциплин в течение положенного срока, и как бы он ни старался, не может понять, где он сможет умело применить свои знания о катангенсах и модернизме как литературном направлении.
Осложняют проблему также преподаватели, работа которых строится по принципу «студент – это сосуд, который следует заполнить». А родители потом долго недоумевают, почему у их ребенка неуспеваемость и что с ним не так. Остальное пусть дорисует наше воображение.
Мысль об этом угнетает и загоняет меня в тупик. Но выход есть. Уважаемые родители, преподаватели, мы – не сосуды, которые следует заполнить, а факелы, которые необходимо зажечь! И чем раньше все это поймут, тем лучше.