Доктор Владимир Федорович Брежнев не любит, когда его называют по имени-отчеству. Доктор Володя – так сам он представляется, так обращаются к нему больные.
Разговоры с ними ведутся на «ты», никаких «вы». И человек становится уже своим, близким, а ему, почти другу, можно говорить о серьезных вещах, рассчитывая на понимание и трезвость ума. От больных требуется большое мужество – знать все о своей болезни. Ведь Владимир Федорович – хирург-онколог, и все, что связано с онкологией, слишком серьезно, непонятно и страшно для непосвященных.
Доктор Володя никогда не отключает свой мобильный телефон: все его пациенты могут позвонить в любое время дня и ночи – и те, с кем уже давно расстались, и те, кому лечение только предстоит. Четкого нормированного рабочего дня для хирурга тоже не существует, все зависит от обстоятельств, точнее, от необходимости оказать кому-то срочную помощь.
Доктор Володя молод, умен, хорошо образован, но главное – он хороший врач и любит свою работу.
… Здесь, в республиканском онкологическом диспансере, все воспринимается и чувствуется иначе, чем в любом другом месте. Очереди в коридорах такие, как и везде, но люди сосредоточены и напряжены, нет шумных разговоров и выяснений, кто за кем стоял.
Это за стенами диспансера под шум машин и треск телевизоров кипит обыденная жизнь с ее обидами, радостями и страданиями. Кому-то не хватает денег, кому-то – любви, кто-то мучается над смыслом жизни…
Здесь все эти мысли и чувства растворяются без следа, и понимаешь, что смысл нашей жизни – это сама жизнь и борьба за нее вместе с медиками.
Много хорошего сказано и написано о врачах, и это правильно: они на своей работе, как на передовой, сражаются, не щадя себя, за жизнь и здоровье больных.
Коллектив в диспансере дружный и сплоченный, Владимира Федоровича приняли как родного, а случилось это в 2006 году. Правильный и прямой путь: школу в Махачкале окончил с золотой медалью, затем Дагестанская медицинская академия, интернатура в Республиканской больнице № 2, ординатуру и аспирантуру прошел в Москве, защитил диссертацию, стал кандидатом медицинских наук.
Предлагали ему остаться в Москве, но вернулся на родину, здесь семья, друзья, все близко и знакомо. Жизни в другом городе просто не представляет.
Все мы родом из детства, конечно, свою профессию доктор Володя выбрал не без влияния родителей. Отец – Федор Федорович был доцентом кафедры анатомии Дагмединститута, Владимир часто приходил к нему на работу, разглядывал экспонаты анатомического музея. Его очень интересовало, как устроен человек, как функционируют его органы, почему нерв находится не где-то в другом месте, а именно там.
Вспоминает, что, будучи школьником, очень любил биологию, все, что связано с живыми организмами – растения, животные и сам человек.
Второй любимый предмет был литература. Эту страсть привила мама Тамара Петровна, литератор по образованию. Сначала стихи, сказки, потом уже серьезные произведения, любимые поэты – Фет, Блок, Есенин, ну и, конечно, Пушкин.
Лучше всех в классе Владимир писал сочинения, вообще любил размышлять о жизни. Но выбрал все-таки медицину, причем хирургию. Почему? Считает хирургию одной из главных наук, где помощь человеку можно оказать своими руками.
Конечно же, помнит свою первую операцию, когда пришлось удалять аппендицит молодому мужчине. Не было ни волнения, ни боязни, потому что был хорошо подготовлен.
Как все хирурги, Владимир Федорович считает, что свои эмоции нужно оставлять за порогом операционной, а оперировать человека – это четко и правильно делать все необходимые манипуляции. Потом уже можно позволить себе проявить свои чувства, когда знаешь, что сделал все от себя зависящее.
Сегодня Владимир Федорович проводит по 4-5 плановые операции в неделю. В больнице диспансера есть общее онкологическое отделение, отделение гинекологии, химии, лучевое.
Владимир Федорович ведет палату, занимается больными всех профилей, но сам оперирует только опухоли головы и шеи. В остальных случаях ассистирует коллегам в других операциях.
Хирургическое лечение – это крайняя мера, но на сегодняшний день при лечении злокачественных опухолей главный и ведущий метод это хирургический. Все другие методы – только вспомогательные.
Конечно, онкология – тяжелое заболевание, на одном из первых мест по причинам смертности. Но это отнюдь не приговор, многие исцеляются от этой болезни и возвращаются к своей обычной жизни.
Говоря другими словами, в Дагестане имеется тенденция к положительной динамике. Главное, считает Владимир Федорович, у нас возросла выявляемость заболевания на ранних стадиях. Если раньше люди не диагностировались, потому что не было хорошего оборудования и современной доступности медицинской помощи, то сегодня ситуация в корне изменилась.
– Мы выезжаем бригадами в районы, – рассказывает Владимир Федорович, – проводим профосмотры. За каждым нашим врачом закреплены два-три района республики. Мы принимаем население, осматриваем. Знаете сколько больных мы выявляем? Даже если человек никуда не обращается, мы иногда обнаруживаем у него опухоль.
Главное – выявить болезнь на ранних стадиях, вот что важно. Чем раньше определить заболевание, тем успешнее будет лечение. Это очень важный момент, но в нашей стране пока с этим сложно, неохотно идут люди к врачам.
Действительно, трудно преодолеть психологический барьер, обратившись к врачу-онкологу. Но сегодня благодаря программе модернизации лечебные учреждения оборудованы такой аппаратурой, о которой в недалеком прошлом врачи не могли и мечтать.
В отношениях пациент – врач должно быть двустороннее движение, так считает Владимир Федорович. Каждый должен проверяться, хотя бы раз в год делать флюорографию, УЗИ, проходить медосмотр хотя бы у обычного терапевта, женщины должны посещать гинеколога, мужчины – уролога.
Конечно, патологию внутренних органов сложно определить, но то, что на виду, нельзя не заметить. При малейших изменениях на теле нужно срочно обращаться к врачу.
Онкологи, как мы уже говорили, выезжают в районы, проводят профосмотры, беседуют с населением, но за каждым человеком им ведь не угнаться! Хорошая, здоровая настороженность в отношении своего самочувствия – с этим нужно жить, иначе нельзя. К сожалению, онкологических больных становится больше, конечно, это следствие лучшей выявляемости, что является заслугой врачей, но, с другой стороны, урбанизация, некачественные продукты, загрязненный воздух, вода – от этого никуда не денешься, и все это негативно влияет на наше здоровье.
Владимир Федорович утверждает, что в Дагестане хорошо, профессионально лечат онкологию. Почему же состоятельные люди предпочитают лечиться в Москве или даже за границей?
В других городах и странах результаты лечения приблизительно такие, как у нас. Везде используются одни и те же методики и лекарства, ничего нового пока нигде не придумано.
В заграничных клиниках другое может быть лучше: это качество подхода к лечению, как следствие колоссального финансирования. Условия пребывания там более комфортабельные, а все остальное совершенно одинаковое.
ФОМС и Министерство здравоохранения РД выделяют все необходимое для лечения больного, никто не заставляет родственников бегать искать лекарства и тратить огромные деньги. Да и откуда у людей такие средства, когда один курс лечения стоит больше миллиона рублей!
Для тех, кто находится в стационаре, все лечение бесплатное. После выписки они получают также льготные лекарства по госпрограмме.
Во дворе диспансера скоро начнется строительство – будут возведены два новых просторных корпуса, станет комфортнее пребывание больных в стационаре, уменьшаются очереди.
Обычная работа Владимира Федоровича – спасать людей от смерти, возвращать здоровье. Это каким нужно быть мужественным человеком, чтобы каждый день сталкиваться с болью и страданиями других людей!
А он, доктор Володя, – оптимист, у него веселый, добродушный характер, много друзей, прекрасная семья.
Покой и отдых он находит в семье. Жена Марина, дочки – пятилетняя Тамара и полуторагодовалая Татьяна ждут его дома, встречают с радостью.
Отец охотно гуляет с детьми в парке, водит малышек на детские аттракционы. С друзьями бывает на рыбалке, любит охоту, природу.
– Сложно быть пессимистом, – считает Владимир Федорович, – если изначально подходить к своей жизни с такой точки зрения, что все плохо, то ничего хорошего и не будет. Вся жизнь – преодоление каких-то проблем, нужно их встречать и решать, и все будет хорошо.
Оптимизма доктора хватает на всех его больных. И пусть все будут здоровы!