Экономика – лукавая цифра

В соответствии с Распоряжением Президента Республики Дагестан № 43 от 9 декабря 2011 года присуждены гранты по результатам конкурса, проведенного в ушедшем году в области науки. Среди победителей и доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, заместитель главного редактора журнала «Региональные проблемы преобразования экономики», соавтор и редактор книги «Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики», изданной в конце 2011 года в Москве, заслуженный деятель науки РФ Виктор Завенович Петросянц. Получил грант Президента РД на реализацию проекта «Прогнозирование регионального развития в условиях модернизации и инновационных преобразований экономики (на примере Республики Дагестан)».
– На протяжении последних нескольких лет шла серьезная работа по разработке Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан. На сегодняшний день, можно сказать, выстроена экономика больная, депрессивная, сам наш регион проблемный и с точки зрения политической ситуации, которая имеет место на Северном Кавказе, и с точки зрения экономики. Почему Дагестан считается депрессивным регионом, если опустить политическую составляющую? Депрессивными принято считать регионы, которые по своим макроэкономическим параметрам существенно отстают от средне-российских параметров, то есть это валовой региональный продукт на душу населения, заработная плата, объемы промышленного производства, платные услуги в расчете на душу населения, собственные доходы граждан в расчете на душу населения и т.д. По всем этим параметрам Дагестан отстает от средне-российских показателей. Например, по объемам промышленного производства это отставание достигает порядка семи-восьми раз. Поэтому возникает проблема, как вывести Дагестан на более высокий уровень, на что и ориентирована «Стратегия–2025». Тем зачаткам экономики, которые у нас уже есть, можно помешать их развитию, а можно помочь. Для этого нужно знать, какие перспективы нас ждут, и на какие примерно параметры мы сможем выйти. Средние показатели по России из-за последствий кризиса сейчас занижены, в Дагестане они пока сохраняются на достаточно высоком уровне. Когда анализируешь пропорции развития экономики нашей республики с 2000 до 2010 года, получается, что у нас 10-15% прибавки и по инвестициям, и по объемам промышленного производства. Сельское хозяйство дает 5-6% прироста, растут и налоговые поступления в бюджет республики, а смотришь, дотационность не снижается и все время сохраняется на уровне 75-76%. То есть налоговая база не отвечает тем требованиям, которые предъявляются современной экономике.
В этой связи нам надо подумать: какая экономика нам сегодня нужна? Она должна уметь приспосабливаться к внешним и внутренним изменениям среды. Она должна быть диверсифицированной, то есть она не должна замыкаться на каких-то определенных видах производства. И второе: экономика должна обеспечивать режим самодостаточности региона: за счет собственных средств решать свои насущные социально-экономические задачи. Но это не значит, что мы должны полностью отказываться от дотаций и субвенций, поступающих к нам из федерального центра. Дело в том, что это, по сути, рента, которую государство получает от эксплуатации нефтегазовых и других месторождений. Последующее построение экономики Дагестана должно базироваться на трех основных принципах: Дагестан – это субъект в составе Российской Федерации, Дагестан не претендует ни на чьи территории, в Дагестане обеспечивается равноправное участие всех народов во всех социально-экономических процессах и в рамках экономического федерализма стремимся обеспечить определенные стандарты на своей территории.
– Вы рассказали, для чего нужен Ваш проект. Но что он из себя представляет и какие исследования в него входят?
– Экономика – это большой механизм, на который воздействуют разные условия и факторы. Ключевым фактором, воздействующим на экономику, являются инвестиционные потоки. При прогнозировании регионального развития мы изучаем все эти факторы и просчитываем, какое влияние они окажут на экономику. Для первого варианта Стратегии, которая изначально предусматривалась до
2020 года, прогнозные оценки делал наш Институт. Мы выстраивали эконометрическую модель. Это система уравнений, описывающая взаимозависимость различных макроэкономических параметров, характеризующих региональное развитие. К примеру, валовой региональный продукт, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиции в капитал, промышленность, сельское хозяйство, объемы строительства, товарооборот, платные услуги населению, доходы населения, заработная плата, бюджетные доходы в целом и собственные доходы, численность населения и т.д. Вычисления с учетом растущей численности населения – это очень важно. Например, если мы возьмем производство ВРП в целом, и темп роста ВРП на душу населения будет ниже темпа роста численности населения, то это означает, что никакого роста объективных экономических показателей нет. Если мы прослеживаем статистику за несколько лет, то есть строим динамический ряд какого-либо макроэкономического параметра, то между этими параметрами имеет место ненаблюдаемая статистическая зависимость: изменение ВРП связано с изменениями промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов строительства и других показателей. А эти показатели в свою очередь зависят от объема поступающих в республику инвестиций. Эконометрическая модель – это, конечно, не панацея, и не значит, что как мы подсчитали, так и будет. Это очень грубая прикидка. Для чего строятся прогнозы? Для того чтобы потом можно было объяснить, почему получилось не так, как предполагалось. Еще один недостаток этих моделей – недостаток информации, что приводит к их недостоверности. Точность построенной нами модели зависит от качества информации. Не зря ж говорят, что есть три вида лжи: просто ложь, гнусная ложь и государственная статистика. Я могу привести пример. Когда мы делали «Стратегию–2020» и строили динамические ряды, вдруг обнаружили, что доходы населения почти в два раза выше, чем валовой региональный продукт. Если взять любой субъект федерации, такого положения нигде не наблюдалось. Я тогда не поленился и пошел в Статуправление и попросил, чтобы объяснили мне, как они считают доходы населения. И оказалось, что они считают только то, что четко фиксируется и облагается налогами: зарплаты, пенсии, пособия, доходы от легальной предпринимательской деятельности и т.д. И все это по 2006 году вышло в объеме примерно 100 миллиардов рублей. Потом они косвенно просчитывают, сколько население тратит. И получилось, что тратит население 199 миллиардов. Получается, что население тратит в два раза больше, чем официально зарабатывает. И, получается, что 99 миллиардов – это теневая экономика. И потом, сколько дагестанцев едут на заработки и привозят сюда деньги?!
– Вы сказали, что в республике население по-прежнему не охотно платит налоги и дотационность не снижается. В связи с этим многие эксперты сейчас говорят, что единственный выход из положения и единственно возможный путь улучшения ситуации на Северном Кавказе и в Дагестане в том числе – это создание свободной экономической зоны. Как Вы считаете, это будет верным шагом?
– Конечно. Может, даже это необходимый шаг. В Ингушетии уже делали такое, и сейчас делают. Здесь у нас тоже было несколько наметок создания точечных свободных экономических зон, включая морской порт и какие-то промышленные зоны на уровне Каспийска. Но этот вопрос очень непростой и чреват всякого рода неприятными последствиями из-за того, что наша законодательно-правовая база не может до конца регулировать все процессы. К примеру, когда в конце 90-х – начале 2000-х в Ингушетии была свободная экономическая зона, там была масса всяких финансовых нарушений, которые потом было очень сложно «разгребать». Сейчас как раз стоит самый насущный вопрос: как привлечь инвестиции в республику? Современная экономическая наука дает механизмы их привлечения в реальный сектор экономики с различной организационно-экономической формой производственной деятельности. Есть несколько форм и видов привлечения инвестиций: кластерная организация производства – это союз науки, власти и бизнеса. Эта форма достаточно давно практикуется на Западе. Это форма выживания в рыночной среде региональных анклавов, производящих какую-то определенную продукцию. Практика показывает, когда власть, бизнес и наука совмещают свои усилия в общем направлении, создается высокий уровень конкурентоспособности экономики. Вторая форма – государственно-частное партнерство. Есть и другие формы, в том числе и создание свободной экономической зоны.
Создание свободных экономических зон на территории Дагестана – это один из ключевых элементов привлечения инвестиций и развития экономики. Но при этом должна быть нормативно-правовая база, потому что мировая практика, да и наша, говорят о том, что свободные экономические зоны – это большой соблазн для всякого рода спекуляций и создания коррупционных схем.
– Виктор Завенович, ушедший год был для Вас знаковым: в октябре Вы отметили свой 70-летний юбилей, в декабре Вам присвоено звание заслуженного деятеля науки Российской Федерации. Мы поздравляем Вас с этими двумя важными событиями в Вашей жизни.
– Спасибо.
– Вы с 1966 года работаете в Институте социально-экономических исследований ДНЦ РАН, еще с тех времен, когда он назывался Отделом экономики, принимаете участие в издании научного журнала «Региональные проблемы преобразования экономики», Вы имеете большой опыт в изучении экономической политики нашего региона. Еще в ходе интервью Вы говорили о прогнозах и о том, для чего они делаются. В связи с этим хотелось бы Вас спросить, как бы Вы спрогнозировали развитие экономики Дагестана в ближайшем будущем?
– Идет вторая волна кризиса, и у меня складывается впечатление, что это может отразиться на экономике России в целом, а значит, с учетом того, что мы живем в основном за счет федеральных денег, и Дагестана. Мы не испытали на себе никаких негативных факторов, связанных с первой волной мирового экономического кризиса, потому что не сокращалось поступление в Дагестан денег из федерального бюджета, так как у России на тот момент был неплохой стабилизационный фонд.
С другой стороны, экономика – это самовыживающая система, несмотря на все сложности, возникающие на территории Дагестана. Если раньше, в советское время, говорили, что экономика определяет политику, что экономика – это базис, а политика – всего лишь надстройка, то сейчас весь опыт перехода от социализма к капитализму показал, что именно политические решения, мораль, нравственность, культура оказывают очень сильное воздействие на экономическое развитие: могут или способствовать, или препятствовать развитию экономики. И в Дагестане мы это наблюдаем.
– То есть экономическое будущее Дагестана будет зависеть от правильности проводимой в республике политики, нравственности представителей руководящих структур и от культуры, правового и гражданского самосознания дагестанцев?
– Да.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...
spot_imgspot_img

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....

Вниманию водителей!

Частичное ограничение движения транспортных средств по ул. Пушкина, на участке дороги от ул. Леваневского до ул. Ярагского. В связи с...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам