Круглые даты делают человека представительнее в зависимости от того, какая цифра стоит перед нулем. Но для творческих людей не существует возрастных границ. Стройно выстроившиеся в шеренгу восьмидесятилетний скульптор Гейбат Гейбатов, семидесятилетний театральный художник Набиюлла Бамматов, шестидесятилетний ювелир Султанахмед Магомедалиев и пятидесятилетние живописцы Андрей Забожанов и Саидмагомед Тихилов, заслужившие за свои творческие достижения немало регалий, дипломов и поклонения, в этот день дополнили свой архив почетными грамотами от Министерства культуры Республики Дагестан. Премия в области искусства от Всемирного фонда Шамиля напомнила им о юбилейной выставке к 200-летию выдающегося имама, который присутствовал в зале в художественном воплощении.
Директор Выставочного зала Союза художников РД Амирхан Магомедов и председатель правления Дагестанского отделения Союза художников России Курбанали Магомедов, развернув палитру поздравлений, позволили всем желающим внести в нее свои оттенки.
Председатель Союза театральных деятелей Дагестана Айгум Айгумов, работающий в контексте со всеми творческими союзами, и заместитель директора Кумыкского театра по творческой работе Байсолтан Осаев – свидетели творческого восхождения Набиюллы Бамматова. Сложность труда театрального художника – в привязанности к сюжету спектакля и к режиссерским задумкам. Чтобы увидеть, насколько с этим справляется Набиюлла Абдуллаевич, посетителям выставки не обязательно было идти на спектакли «Если сердце захочет», «Золото не ржавеет», «Лунная ночь», «Ложная свадьба» или другие постановки, к которым более сорока лет создавал эскизы главный художник Кумыкского театра. В «Пространстве времени» рядом с театральными работами художника выставлены и живописные портреты, и чудесные пейзажи из серии «Родные места». А тех, кто все-таки хочет оценить деятельность театрального художника в контексте, в марте ждут мюзикл «Человек из Ламанчи» и комедия «Не та, так эта».
Как и труд своего коллеги по театру, юбилей которого еще будет отмечаться в родных стенах, Айгум Эльдарович выделил из «великолепной пятерки» мастера игры красок, чьи картины органично продолжали вернисаж по часовой стрелке. – Я не мог не задержаться на андреевской стороне экспозиции, — признался он, обратив взор на аллегорическую «Метафизику света» Андрея Забожанова, – настолько это яркие и понятные, отображающие действительную жизнь работы.
Глубокомыслие овладевшего пространством художника выворачивает точку в многомерность, символически описывая дагестанскую современность. Каменные фрагменты, сложившиеся в «Башни», перекликаются с точеными орлиными перьями в «Рудименте характера». Ослепительно-пламенная «Заря» с лицом горянки освещает «Родник», с которым только что разделяла свое «Одиночество» девушка с кувшином за плечом. «Форма без содержания» через «Трансформацию» приобретает реальные черты в портретных работах Андрея Забожанова. А «Смерть» и «Жизнь» остаются категориями вечными и не подвластными движущимся субстанциям, даже если «Время остановилось» в образе горянки, склонившей голову под обломками руин.
Кувшин с забожановского натюрмотра с любопытством оглядывал своего объемного сородича напротив, за стеклянной витриной. В хороводе серебряных фужеров узорчатый красавец отражал в себе восхищенные взгляды зрителей. Выше расположилась ваза, а венчали пирамиду ювелирного искусства изящные серебряные роги, благодаря искусству украшения которых их автор – заслуженный художник республики
Султанахмед Магомедалиев в прошлом году занял первое место на Северо-Кавказском биеннале. Гоцатлинский мастер, в свое время возглавлявший известный художественный комбинат, привез на эту выставку и кинжалы, и сабли, и декоративные серебряные блюда, и, естественно, женские украшения. Среди многочисленных ценительниц этой красоты на открытии выставки были его главная помощница – супруга Маржанат и их пять дочерей.
Нынешний директор Гоцатлинского художественного комбината Гимбат Гимбатов назвал Султанахмеда Магомедалиева достойным хранителем ювелирного дела, который не позволяет исчезнуть этому производству, передавая свое умение молодому поколению.
– Присутствующие здесь хорошо знают юбиляров и друг друга, — обратился руководитель процветающего когда-то комбината к публике. – Возраст творцу не помеха. Лишь молодая поющая душа может творить такую красоту. Дагестанцы – один из самых талантливых народов, потому что нигде в мире на душу населения не приходится столько художников, ювелиров, талантливых мастеров.
Яркие мазки в коллективный портрет юбиляров внесли декан художественно-графического факультета Института искусств Исмаил Раджабов, преподаватель этого факультета, доктор искусствоведения Амирбек Амирбеков и Салихат Гамзатова, директор музея изобразительных искусств
им. П.Гамзатовой, в котором две недели назад открылась персональная выставка народного художника России Гейбата Гейбатова. Утверждение Оноре де Бальзака, что «время — это капитал работника умственного труда», распространяется на всех творческих людей. И мастер пластического искусства, признанный дагестанский скульптор, и прототипы его скульптурных портретов насыщали свою жизнь качеством и благородным служением. Прозорливость профессора философии Ахеда Агаева, запечатленного в бюсте, уходит корнями в вековую мудрость, научные учения и деяния предшественников, воссозданных скульптором по фотографиям и описаниям. Обладающий опытом возраста и нестареющим духом творца Гейбат Нурахмедович энергичен и деятелен и в мастерской, и в выставочном зале, где в общении с коллегами рождаются новые замыслы.
Разнообразие видов и жанров изобразительного искусства, представленных на выставке «Пространство времени», включает разные аспекты зрительного восприятия. Скульптурные объемы, фактура ювелирных украшений, красочность театральных интерьеров и светотени живописных полотен трансформируются в нечто специфическое в работах Саидмагомеда Тихилова. Привычными изобразительными средствами он создает ассоциативные образы. Рельефные наслоения на картоне напоминают отпечатки реликтовых животных, а серия «Цвета стен» – это своеобразная энциклопедия фактуры. «Дворик», «Башня», улочки древних городов с работ Тихилова создают эффект расширения пространства, а его известный «Ловитель времени» облекает эпохи в единую оболочку.
Пройдя путь познания, пятидесятилетние Саидмагомед Тихилов и Андрей Забожанов переходят в этап настоящей жизни, когда, подобно коллегам по Союзу художников Султанахмеду Магомедалиеву, Набиюлле Бамматову и Гейбату Гейбатову, начинается отдача достигнутого.