По сей день (?!) слышу от некоторых «копеечников» упреки в адрес Шамиля: он сдался в плен, а не погиб в бою. Спросить бы этих хулителей об их личных заслугах перед Дагестаном. Им бы напомнить реалии злополучного 29 августа 1856 г., когда преданный многими соратниками имам Шамиль остался в мечети Верхнего Гуниба с 40 верными соратниками. Были там не только дети и женщины, но и русские, перешедшие на сторону Шамиля. Три раза во главе с полковником Лазаревым приходили эмиссары Барятинского к Шамилю с предложением сдаться в плен. «О Вашем подвиге известно в Европе. Во имя сохранения жизни детей и женщин прошу сдаться на милость царю». Иначе все были бы безжалостно уничтожены. На расстоянии выстрела мечеть была окружена четырьмя кольцами солдат и офицеров 27-тысячной царской армии.
Знать бы думы, переживания и решения Шамиля в тот печальный день, когда завершилась 30-летняя эпопея его борьбы. «Я еще не видел большего несчастья, как в день заключения мира» (Мухаммад Худайнат Гоцатлинский).
Далее началась новая, интеллектуальная борьба – доказать российскому и мировому сообществу, что имам Шамиль и его соратники не дикари, а цивилизованные и достойные личности. В Петербурге имам Шамиль посетил публичную библиотеку вместе с профессором Казимбегом. Он бывал не только в петербургской мечети, но и в театре, пока Калугу не определили как место постоянного его пребывания.
И вот спустя 153 года после гунибского пленения имама Шамиля я вместе с калужанами и дагестанцами в Доме Шамиля в Калуге. Добротный трехэтажный дом, в котором завершаются большие реставрационные работы без единого нашего, дагестанского вложения.
«Жизнь имама Шамиля в Калуге отличалась абсолютным аскетизмом, – рассказывает директор Калужского областного краеведческого музея Виталий Бессонов. – В доме никакой роскоши, и только большое число духовных книг, которые читал имам». Известно, что в годы своих боевых походов, Шамиль возил книги чуть ли не на 17 лошадях! «Ты видишь мою жизнь, я довольствуюсь малым, и могу довольствоваться еще меньшим; я буду доволен и тогда, когда у меня ничего не будет..»(Имам Шамиль приставу А. Руновскому).
Ныне, во времена воинствующей кавказофобии в России, руководители Калуги и Калужской области решились создать музей Шамиля! Это предметный урок по сбережению единства России! Это исполнение завещания Шамиля нам: быть в дружбе с русским народом. Кстати, Шамиль подчеркивал, что его борьба никогда не была направлена против русских.
А тем временем я сам себе задаю жесткие вопросы: почему же нет в Дагестане до сих пор ни одного музея, ни одного памятника великому полководцу, государственному деятелю, ученому, дипломату, основателю и руководителю государства Имамат? Кто и что мешает? Нет ни одной страны в мире, где отсутствуют памятники своим великим предкам. Почему же нет музеев великому дагестанцу в Гимрах, Ашильта, Ахульго, Ведено, Шамилькале, Шамильском районе? Стесняются или не до этого среди больших туристических и футбольных прожектов? У нас нет памятника выдающемуся руководителю Дагестана Джалалудину Коркмасову, заслуги которого безмерно велики перед Дагестаном. У нас нет музея художнику мирового уровня Халилбеку Мусаясулу. Что мы за народ? Какие ценности для нас являются наивысшими? Дорога ли нам своя история или будем копировать чужестранные ценности?
Кто из дагестанцев побывал в калужском Доме Шамиля? Не более 1000 за всю историю этого музея. Кто из дагестанцев был в Марино Курской области, где отдельный флигель дворца – шамилевский, где есть добротный музей Шамиля? Не более
100 человек. Кто из нас постоял в центре Киева перед барельефом Шамиля? Что мы за люди? Что для нас ценно в этой жизни? Не прихворали ли мы манкуртизмом? Заслуживаем ли мы уважения цивилизованного мира? Или мы устремлены только к деньгам и должностям? А к чему еще? Задуматься бы?
Однако, будучи свидетелем давних устремлений автора «Калужского проекта», известного общественного деятеля, замечательного альтруиста и патриота Алиасхаба Хархачаева, прихожу к выводу: не все еще потеряно и не все еще забыто! Слава Богу, еще есть памятливые и действующие во имя Дагестана люди! Председатель совета муниципальных образований РД, Глава города Махачкалы Саид Джапарович Амиров поддерживает многие это исторически значимые деяния, направленные на пользу Дагестану, Калуге и всей России.
К Калуге ныне устремлены взгляды многих. И расширяющаяся Москва скоро приблизится к Калуге. И нам бы заключить договор братства и сотрудничества между Калужской областью и Республикой Дагестан!