Особенно сильное недовольство у людей вызывают очереди. Чтобы избавить граждан от всей этой волокиты, по всей России внедряется практика оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В Дагестане тоже не за горами то время, когда граждане для получения государственных и муниципальных услуг перестанут ходить по кабинетам чиновников, потому что смогут получать их, не выходя из дома, через Интернет.
С 1 июля текущего года начал действовать Федеральный закон №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». С этого дня гражданам больше не придется самостоятельно собирать справки для получения той или иной государственной услуги. Согласно Федеральному закону №210 органы исполнительной власти, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не могут требовать от граждан предоставления документов, которые находятся в распоряжении других ведомств. На сегодняшний день на электронный формат переведены 13 муниципальных услуг по г. Махачкале и 22 республиканские услуги. К концу 2012 года на электронный формат должны быть переведены 116 государственных и муниципальных услуг по Республике Дагестан, из них 40 муниципальных услуг по г. Махачкале. Это значит, что за услугами того или иного характера необязательно являться самому. Это можно будет сделать через сайт государственных и муниципальных услуг республики Дагестан 05.gosuslugi.ru, сидя дома. Для начала нужно будет зарегистрироваться на этом сайте. Это процедура занимает несколько дней. Сначала гражданин заполняет анкету, вносит свои паспортные данные, ИНН, а несколько дней уходит на то, чтобы получить ответ от «РОСТЕЛЕКОМА», что заявитель идентифицирован, что такой человек есть в базе данных. Затем гражданину по почте или на номер телефона отправляют код идентификации. Далее необходимо зайти на сайт Государственных и муниципальных услуг и ввести этот код подтверждения. Регистрироваться нужно один раз и потом свободно можно пользоваться всеми предоставляемыми услугами. Чтобы данному человеку оказали услугу того или иного характера, он должен подать все необходимые документы, подтверждающие личность, в электронном виде через сайт. Эти документы поступают в соответствующий орган власти, а остальные необходимые справки, документы этот орган сам запрашивает через систему СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия). Потом отправляют уведомление заявителю, что его документы приняты и рассмотрены. И после этой процедуры ему оказывается та или иная услуга. Сроки оказания услуг – от 15 до 60 дней, в зависимости от характера оказываемой услуги. Или же органы власти могут отправить уведомление, что в оказании данной услуги отказано, и указывают причину.
Все органы власти, предоставляющие гражданам государственные и муниципальные услуги, должны перевести их в электронный вид. Справки или другие документы из частных предприятий должны предоставлять сами граждане. Администрация города Махачкалы и ее структурные подразделения на сегодняшний день оказывают только 13 услуг, как отмечалось выше. Среди них наиболее востребованные для граждан услуги: предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; принятие на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан; подготовка и выдача разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства; подготовка документов и выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; принятие на учет граждан, признанных малоимущими в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций; постановка на учет для предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства на безвозмездной основе; предоставление муниципального имущества г. Махачкалы в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление по иным договорам, предусматривающим переход прав владения и (или) пользования; установление опеки (попечительства) над несовершеннолетними, недееспособными (ограниченно дееспособными) совершеннолетними гражданами; выдача градостроительного плана земельного участка; перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое в многоквартирных домах; перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое в частном (индивидуальном) секторе; согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Необходимо отметить, что на данный момент все эти услуги тестируются, потому что на первых порах могут возникнуть некоторые сбои в системе. Но в ближайшее время все проблемы будут устранены, и граждане смело смогут обратиться за определенной услугой.