Правовое положение христиан и других иноверцев в государстве Шамиля

Проведенные в этом государстве социально-экономические, правовые и военно-административные реформы 1834–1859 гг. стали уникальным вкладом в мировую практику государственного строительства. Под руководством имама Шамиля была разработана и осуществлена правовая реформа на основе шариата и светских законов, создана новая единая правовая система вместо противоречивого, основанного на местных традициях и обычаях адатного права. При этом Шамиль добился сочетания правовых основ шариата, светских норм жизни с учетом традиций и обычаев разных народов и обществ, входивших в это государство.
Государство Шамиля, в котором проживали представители более 70 равноправных национальностей, исповедующих ислам, иудаизм, православие и другие религии, было многонациональным по составу граждан во всех органах власти и управления. Здесь, как в одной семье, на равных правах проживали представители всех народов Дагестана, Чечни, Кавказа, других регионов Российской империи, стран Западной Европы, Азии и Ближнего Востока.
В этом государстве, основанном на соблюдении и охране прав каждого человека, независимо от этнической и религиозной принадлежности, с самого начала его существования не возникал национальный вопрос, не было межнациональных проблем.
Шамиль и его ближайшее окружение, большинство наибов выступали не в качестве представителей дагестанской, чеченской или какой-то другой кавказской народности, а как представители всех равноправных граждан государства, борьбу за свободу и независимость которых они возглавляли. На таком фундаментальном положении была построена и проводилась в жизнь социально-экономическая и правовая политика всего государства Шамиля.
В объединении и сплочении людей самых разных национальностей в борьбе за свою и общую свободу и независимость проявились величайшие организаторские способности имама Шамиля.
«Шамиль слил людей в один народ, в одно племя. Как искусный коваль сваривает между собой куски железа в один толстый брус, так и Шамиль сковывает в один могучий народ разрозненные племена… Вражда уступает место дружбе, неприязнь – доверию, зато тем сильнее растет ненависть к одному общему врагу.., с которым у Шамиля нет никаких сделок», – писал Г.-А.Д. Даниялов (Даниялов Г.-А., 1996. С. 85).
За 25 лет «Шамиль добился больших успехов в таком весьма важном вопросе, как межнациональные отношения. Былая вражда, рознь между различными народностями, племенами были в значительной степени ликвидированы. Были сделаны крупные шаги на пути достижения объединения их в одно целое» (Халилов А.М., 1991. С. 154).
В освободительной борьбе горцев под предводительством Шамиля принимали участие немало беглых царских офицеров и солдат. Согласно показаниям бежавшего из плена рядового Максимова, в Дарго (столица государства. – Авт.) было до 500 человек беглых солдат.., которые использовались Шамилем в качестве прислуги при орудиях.. (РГВИА. Ф. ВУА. Д. 6539. Л. 8.). Кроме того, по свидетельству современников, у имама был целый батальон, состоявший из русских и польских солдат.
Об отношении к перебежчикам своим наибам Шамиль писал: «Знайте, что те, которые перебежали к нам от русских, являются верными нам, и вы тоже поверьте им. Эти люди являются нашими чистосердечными друзьями. Явившись к правоверным, они стали также чистыми людьми. Создайте им все условия и возможности к жизни» («Движение горцев Северо-Восточного Кавказа»… 1959. С. 291–292). На территории Имамата появляются новые поселения, в которых веротерпимость, межнациональные браки между представителями разных религий, правовое равенство становились реальностью, более того, охранялись законом.
Очевидец событий, зять имама Шамиля Абдурахман Газикумухский писал: «У нас было много солдат, разбросанных во всех селениях, из них кое-кто принял ислам, стал хорошим мусульманином и женился на мусульманке. Были и такие, которые остались в своей вере.
Кто принял ислам, тому для пропитания отпускали ту долю продовольствия, которая была предназначена им Всевышним Аллахом в Коране, не включая его личный заработок. «Кто остался в своей вере, тот служил у кого-либо из пожелавших этого жителей селения, и жил и одевался он на свой заработок» (Абдурахман из Казикумуха. 1997. С. 100).
По указанию Шамиля в Ведено, рядом с древним курганом, была построена «Русская слобода», в центре которой были возведены церковь со школой для русских детей бывших безграмотных крепостных солдат.
В школе за счет казны бывшие царские офицеры обучали грамоте своих соплеменников. Недалеко был польский квартал из нескольких домов с аккуратным деревянным костелом для поляков-католиков, чуть ниже, примыкая к лесу, располагался квартал гребенских и других старообрядцев, перешедших на сторону Шамиля, в количестве 30 семей. За счет казны Шамиль помог им построить добротный скит. На левой стороне от столичного базара, где размещались торговые лавки 8 еврейских семей, имевших специальные грамоты – разрешение Шамиля на свободное ведение торговли на территории Имамата, была построена синагога. Здесь же дружно жили семьи русских, армян, грузин, украинцев, поляков, венгров, финнов и других иноверцев, перешедших к Шамилю. Абдурахман из Газикумуха, описывая положение пленных или «перебежавших к Шамилю солдат и офицеров», отмечал: «Солдаты обосновались там и жили мирно, довольные велением Аллаха и Шамиля. Они обрели покой, жили без притеснения. В комнатах были иконы, которым они поклонялись во время молитв, имелись спиртные напитки, изготовленные из винограда, и самогон из проса и других злаков.
Они ели, пили, развлекались, особенно по большим праздникам. Из нас никто не препятствовал им в этом, так как Шамиль велел Али-Маммаду не давать никому из мюридов обидеть их ни словом, ни действием. Солдаты имели и музыкальные инструменты – гитары (танбур-лютня), армейские кларнеты (мазамар, мизмар – свирель, дудка, кларнет, рожок), привезенные из России. Были и пленные, и перебежавшие женщины» (Абдурахман из Газикумуха, 1997. С. 102.).
Шамиль помогал иноверцам приобретать нужные книги, учебники для школ, духовые инструменты и утварь для исполнения религиозных обрядов. Он помогал строить дома, создавать свой быт, выделял землю, деньги на приобретение необходимого инвентаря и скота. Каждый житель Имамата, независимо от национальности и вероисповедания, чувствовал на себе заботу Шамиля и его сподвижников.
Имам Шамиль создавал возможные условия жизни для всех, в том числе для староверов, ущемленных христианами-казаками на территории Российской империи.
Христиане и другие иноверцы в государстве Шамиля наравне со всеми гражданами за свое трудолюбие и честность пользовались огромным авторитетом и уважением у имама Шамиля, его сподвижников, всех свободных граждан и были надежно защищены законами, введенными впервые в государстве Шамиля.
 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Исполняющий обязанности мэра Махачкалы направил сообщение в честь Международного дня людей с ограниченными возможностями здоровья

3 декабря 1992 года был установлен Международный день инвалидов. Ризван Газимагомедов не оставил эту дату без внимания, опубликовав следующее...

Махачкалинец подозревается в незаконном обороте наркотических веществ

1 декабря В Каспийске сотрудниками полиции был задержан 19-летний житель Махачкалы. При личном досмотре у подозреваемого обнаружили и изъяли сильнодействующие...

Ризван Газимагомедов осмотрел махачкалинские школы и детские сады

2 декабря исполняющий обязанности мэра Махачкалы провел очередной осмотр школьных и дошкольных учреждений. Компанию градоначальнику составили глава Ленинского района...

В махачкалинский аэропорт инвестируют больше 13 миллиардов рублей

В рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» в 2023 – 2025 гг больше 13 миллиардов рублей будет инвестировано на реконструкцию...

В Махачкале закрыли стадион имени Елены Исинбаевой

Как сообщает Министерство спорта Дагестана, стадион, названный в честь прославленной олимпийской чемпионки по прыжкам с шестом Елены Исинбаевой будет временно закрыт в...

Исполняющий обязанности главы Махачкалы обсудил с депутатом Госдумы РФ вопросы образовательных учреждений

И.о. мэра Махачкалы Ризван Газимагомедов провёл встречу с депутатом Госдумы РФ Нурбагандом Нурбагандовым. На обсуждение были вынесены вопросы капремонта...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам