Тайна амузгинского булата.

И в этом, думаю, нет никакого преувеличения. Известно, что амузгинские клинки занимали почетные места в сокровищницах известных правителей и полководцев. Обладателями амузгинских клинков, говорят, были Чингисхан, Тамерлан, Надиршах, Наполеон, Александр I и имам Шамиль. Они-то толк в холодном оружии знали!
Охотились чужаки, разумеется, не только за оружием, но и за секретами мастеров. Старики рассказывали, что в древние времена, желая узнать рецепты изготовления амузгинского булата, в дагестанское село из Поднебесной приехали китайцы. Они тогда, видимо, не знали, что амузгинские мастера записей никаких не ведут и секреты передают лишь из уст в уста и только своим детям. Ходили гости-чужестранцы от одного кузнеца к другому, наблюдали в мастерской за их работой, много расспрашивали, но так ничего толком за несколько лет и не узнали. Тогда разочарованные и озлобленные иностранцы решили отомстить амузгинцам. План они придумали коварный: убить всех старых мастеров. Таким образом они надеялись уничтожить и секрет амузгинского клинка. Но разве это возможно?! Мастерство ведь в нашей крови! Как говорят амузгинцы, секрет передается с молоком матери, и это – сущая правда. Иначе, как, вы думаете, я получил свои знания?
Сегодня прекрасные образцы кинжалов и сабель старых мастеров можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля и в известных европейских музеях. Правда, посетителям их, как правило, преподносят как «кубачинские изделия», подчеркивая наружную красоту. «Кубачинский металл» – так часто в официальных архивных документах значится наше оружие. Амузгинцев такая несправедливость, конечно же, задевает.
Кубачи и Амузги – села-соседи, находятся в одном районе, в Дахадаевском. Кроме географической близости, общего у нас, у жителей этих двух аулов, много: язык один – даргинский, правда, диалекты разные. Кубачинский, наверное, ближе к литературному языку, но мы друг друга хорошо понимаем. Веками сложилась у нас также общая культура, традиции, архитектура. Одежда и еда у нас, у соседей, и те одинаковые. Не случайно раньше, видимо, говорили: «Кубачи и Амузги – куниракъакъра», что значит – «Кубачи и Амузги – живот и спина».
Кубачинцы – известные златокузнецы, а амузгинцы не менее известные оружейники. «Ремесло у каждого свое, а значит и слава каждому своя», – примерно так, видимо, рассуждали наши земляки. Амузгинские мастера ковали знаменитый булат, из которого изготовляли клинки для кинжалов, шашек и сабель, а рукоятки и ножны для них уже делали, украшали гравировкой, чернью и насечкой кубачинцы. Состоятельные клиенты хотели иметь не только острый и твердый кинжал, но и красиво украшенное оружие.
Скажу честно, жители соседних сел, хотя и уважали моих земляков как искусных мастеров, но особо не жаловали, считая их гордецами, ставящими свое искусство выше всех остальных ремесел на земле. Даже на кубачинцев, веками оправляющих амузгинский булат в золото и серебро, мои предки посматривали свысока. «Кому нужны их замысловатые узоры без наших клинков?» – говорили они.
Такое соперничество и ревностное отношение друг к другу, видимо, у соседей существовало всегда. В детстве я много слышал колких реплик от односельчан в адрес кубачинцев: «Кончится Амузги, и посмотрим, чем кубачинцы займутся».
А старожилы аула Кубачи раньше с гордостью рассказывали о том, что знаменитый двурогий шлем Александра Македонского, меч русского князя Мстислава, щит Александра Невского якобы были изготовлены местными мастерами и подарены великим полководцам. Теперь они непревзойденные мастера в ювелирном искусстве – оно принесло кубачинцам мировую славу.
Но вернемся к истории Амузги. Горцы холодное оружие носили не только на поясе, но и украшали ими дома, вешали на стены. Однако сами амузгинцы никогда оружием свой дом не украшали. Тавхана, то есть гостиная, как и принято у большинства народов, была увешена коврами, старинной посудой, но оружием – никогда. Почему – скажу: есть такое понятие «остался глаз» – это когда гость видит красивое изделие и у него возникает желание им овладеть. Подарить хозяин его не может, поскольку оно слишком дорогое, купить гость по этой же причине тоже не может. Тогда на оружие, говорят, остается «глаз», что считается очень страшным делом: он приносит неудачу, у хозяина начинаются проблемы со здоровьем и, самое горькое, – работа в кузнице не идет. Ну, такое вот поверье в народе. Потому-то ни мы, ни наши предки никогда не выставляли дома оружие напоказ.
Впрочем, это вовсе не означает, что мои земляки не любили гостей. У каждой семьи были кунаки чуть ли не во всех селах Дагестана, и мои предки считали делом чести достойно принять гостей. «Гость – посланник Аллаха», – говорили горцы. «Да не наступит такой день, чтобы в твой дом, как и в мой, не пришел гость», – так обычно приветствовал путников мой дед.
Без гостей не проходил ни один праздник в селе. А амузгинцы умели не только хорошо работать, но и весело отдыхать. Была в нашем селе такая традиция: один раз в год в конце весны женщины и дети уходили на летние пастбища в горы. Там они заготавливали сено для скота, собирали фрукты. А мужчины оставались в Амузги и продолжали трудиться в своих кузницах. В середине лета только на один день женщины возвращались в село, чтобы устроить для своих мужей праздник. Специально к этому дню они пекли большое и аппетитное чуду, начиненное творогом и яйцами. Праздничный пирог, весом более двух пудов, выпекали на огромной каменной плите.
О том, когда в селе появятся женщины с главным угощением, мужчины знали заранее, поэтому на кумай-годекан они собирались с утра: специально наряжались и с нетерпением ждали начала праздника. Женщины шли по горным тропинкам и не спеша, бережно, на носилках несли гигантское чуду. Ароматное, горячее блюдо они торжественно ставили в центре площади на большой стол и, обращаясь к мужчинам, говорили хором: «Чуду – вам, праздник – нам!». Затем одна из женщин касалась рукой плеча мужчины – обычно мужа – что означало: хозяин праздника назначен. И уже он делил чуду на каждую семью, каждый дом так, чтобы все попробовали вкусное угощение. После пиршества начинались скачки, песни и танцы: веселье в Амузги продолжалось весь день.
«Разве отдых по-настоящему может быть сладок без усталости?» – говорил мой дед, человек, чуть ли не до последнего дня своей жизни сидевший за наковальней. Много было и других интересных праздников в нашем селе великих тружеников, но мало кто сегодня, к сожалению, о них помнит. Старшее поколение уходит, а молодежь к традициям предков особого интереса не проявляет.
Вот так жили, отдыхали и трудились в прошлом мои земляки. Впереди, им казалось, вечность, и огонь в горнах будет гореть всегда. Тем более что перед войной земляки прославили родное село на весь мир.
Был 1936 год, когда амузгинским кузнецам поручили изготовить коллекцию традиционного холодного оружия для советского павильона будущей Всемирной выставки. Несколько месяцев в артели над этим заказом работали лучшие амузгинские и кубачинские мастера. Могу с гордостью сказать, что ковал эти клинки и мой дед – Куццы Магомед. Выставка через год, в мае 1937 года, открылась в Париже. Древнее искусство горцев вызвало большой интерес европейцев. Амузгинцы покорили Париж: холодное оружие дагестанцев было отмечено Гран-при.
Но этот успех, к сожалению, был последним в истории древнего аула. В начале XX века в каждом дворе еще была кузница, а в каждой семье – оружейники, но Амузги уже умирало. Еще в 1929 году производство холодного оружия частными лицами власти объявили вне закона. А с 1937 года горцы кинжалов уже не носили — запрещено. Самые смелые, как память о прошлом, хранили их на дне сундуков и в других укромных местах.
Но во время Великой Отечественной войны о мастерах-оружейниках неожиданно вспомнили. Спешно в прифронтовом Владикавказе на вагонно-ремонтном заводе организовали цех по изготовлению холодного оружия. Собрали туда несколько бригад кузнецов из Амузги, Кубачи и из других кавказских аулов: кого с фронта вызвали, кто-то был отозван из трудармии, а кого из села забрали. Как рассказывали старики, жили мастера в плацкартных вагонах, рядом с заводом. Впрочем, спать им в этих вагончиках почти не удавалось. Трудились под лозунгом «Все – для фронта, все – для победы!» день и ночь: цех работал 24 часа в сутки. Прямо с конвейера отправляли на фронт готовое оружие. Все новые и новые кавалерийские бригады вооружали шашками и кинжалами, изготовленными нашими мастерами.
Амузгинцы сначала работали на конвейере, потом их перевели на участок, где калили оружие. Мой дядя, отцовский брат Кадиали рассказывал, что недалеко от печи лежала большая 200-литровая бочка, а рядом – чушка свинцовая. Это был своеобразный испытательный полигон холодного оружия. Мастера сначала одной стороной шашки плашмя ударяли о бочку, потом били другой стороной. Так испытывали клинки на изгиб. А остроту их лезвий проверяли на свинцовой чушке. Два-три удара и сразу выявлялось, где на клинке есть трещина. Оружие с дефектом откладывали в сторону, оно уходило на переплавку. Тысячи шашек было изготовлено амузгинцами для советских кавалеристов. Это вклад моих земляков в великую Победу над фашизмом.
Война еще продолжалась, на фронтах еще шли кровопролитные бои, почти вся страна была в руинах, когда на амузгинцев обрушилась новая беда: моих земляков выгнали из родного аула и насильно выслали в Чечено-Ингушетию.
Советская власть, видимо, испугалась талантливых мастеров-оружейников. Мои земляки не имели права больше ковать холодное оружие. Нарушителей запрета ожидала тюрьма и ссылка. В одночасье потух огонь в горнах, славная история мастеров-оружейников древнего села закончилась.
Продолжение следует.

От редакции: Герою книги «Тайна амузгинского булата» Гаджи Курбанкадиеву в эти дни Указом Президента РД присуждено Почетное звание «Заслуженный художник Республики Дагестан».
Поздравляем мастера Гаджи с этим званием и желаем ему дальнейших творческих успехов!
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...
spot_imgspot_img

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам