Камни и овраги, создающие атмосферу преграды на сцене, возможно, легче преодолимы в отличие от многих проблем, с которыми сталкивались в процессе работы над оперой художественный руководитель театра и режиссер постановки Диана Бижитуева.
Министр культуры РД Зумруд Сулейманова, ее заместители Бадрижат Магомедгаджиева и Зарема Бутаева уже на сдаче спектакля заметили, что за время репетиций актеры существенно выросли, прочувствовали время действия и музыкальную фактуру оперного произведения.
Состоявшаяся 19 апреля премьера стала знаковым событием в культурной жизни республики. Дагестанский зритель окунулся в события своего малознакомого прошлого и задумался: какой дорогой ценой пращуры из I века нашей эры сохраняли свой древний народ.
Сегодня никто уже не обвинит в шовинизме тех, кто воссоздает собственную историю, как это случилось с автором первого литературного произведения о легендарном древнем богатыре – поэтом Ибрагимом Гусейновым, издавшим в 1963 году поэму «Шарвили». Сборник Забита Ризванова и Байрама Салимова в силу различных обстоятельств тоже стал библиографической редкостью. Новые произведения современных авторов о Шарвили обрастают чрезмерной художественностью и компилятивностью.
Опера Магомеда Гусейнова основана на тех историях из жизни народного защитника, которые пересказываются хранителями народных преданий и былей в разных районах Южного Дагестана и Северного Азербайджана и отличаются большей достоверностью. Семь картин оперной постановки через ключевые моменты биографии главного героя передают атмосферу начала нашей эры на Кавказе. Батальные сцены, многое в которых по законам оперных постановок условно, призваны продемонстрировать и охарактеризовать освободительную борьбу народа. Установка режиссера, что Шарвили – не завоеватель, а защитник, раскрывается и в действиях на сцене, и в изложении волшебного сказителя Кас-Бубы. Военные баталии перемежаются с лирическими сценами, в которых благородный образ Шарвили, благодаря исполнителю Арсену Велибекову, предстал многогранной личностью и достойным семьянином. Прелестный образ Эквер Заире Даибовой особенно удался.
Игра главных и второстепенных ролей актерами, хореографические сцены, декорации, костюмы – зритель с удивлением рассматривал все, улавливая музыкальные переходы в блестящем исполнении оркестра народных инструментов под управлением Новруза Шахбазова.
Воз вопросов, накатившихся на Магомеда Гусейнова после премьеры, как на сцене телега на богатыря, будет приостановлен аргументированными ответами. Но будут, наверное, и выразительные паузы, заполненные размышлениями композитора. Молчаливая задумчивость Магомеда Азизхановича на сдаче и премьере – это знак продолжающейся сложной работы. Так же, как не скоро и не сразу сложился эпос о Шарвили, его воплощение на сцене – процесс не мгновенный, и даже после премьеры работа продолжается.