Мухаджиры–дидойцы

В Турции на сегодняшний день проживает около 9 тысяч 500 дидойцев. В суперсоюзе вольных сельских обществ средневекового государственного образования «Дидо» числилось более 80 тысяч дидойцев. В разные годы Кавказской войны более половины дидойцев было уничтожено, часть переселена. В Дагестане по последней переписи населения дидойцев осталось всего 5 тысяч человек.
После окончания Кавказской войны в Дидоэтии сопротивление не прекращалось, конфликты различной степени и восстания происходили беспрерывно один за другим. Поэтому в 1859-61 годах основное внимание царского командования было приковано к дидойцам и территории их расселения.
Именно в это время в Дагестане, как и во всем Северо-Кавказском регионе, среди мусульман, продолжавших ориентироваться на единоверную (суннитскую) Турцию, началось мухаджирское (переселенческое) движение за уход в Османские владения. В историографии этого вопроса существуют различные точки зрения – иногда прямо противоположные – о причинах и характере переселения дидойцев, как и других северокавказских народов, в Турцию. Среди основных причин переселения ученые-историки называют колониальную политику царской России, одной из целей которой было убеждение в необходимости скорейшего переселения в Турцию, а также религиозный фанатизм мусульман. Разумеется, эти причины имели место в мухаджирском движении, и их трудно отрицать. Массовое переселение дидойцев в Турцию – это одна из печальных страниц в истории дидойского народа, так как оно в значительной степени явилось результатом жестокой колониальной политики царизма. Одним из поводов этого «мирного переселения» и «путешествия» явились также мотивы религиозного характера, так как царские чиновники и турецкие агенты соблазняли горцев (дидойцев), исповедующих ислам, «богатой счастливой жизнью» в Турции.
Турция, призывая кавказских горцев, в том числе и дидойцев переселиться в османские владения, конечно же, преследовала свои корыстные гоеполитические цели, стремясь огромными потоками северокавказских мухаджиров колонизировать собственные пустующие и малозаселенные территории. Кроме того, переселенцы-мухаджиры становились в Турции дешевой и востребованной рабочей силой. Часть переселенцев-мужчин, расселив их на военно-стратегических пунктах, также использовали в качестве ударной боевой силы.
Среди первых мухаджиров-дидойцев, переселившихся на Восток, были ученые, алимы, пользовавшиеся высокой репутацией в мусульманском мире, прекрасно знавшие классический арабский язык и занимавшие в иерархии духовенства весьма достойные места. Многие из них обычно следовали в Турцию для дальнейшего переселения на жительство в Шам (Сирия), Миср (Египет), Мекку, Медину или Багдад. Эти духовные лидеры, которые были заинтересованы в том, чтобы вместе с ними покинули родину как можно больше их соотечественников, уговаривали своих близких родственников к отбытию в Турцию.
Мухаджиры из числа дидойцев в Турции попадали преимущественно в районы провинции Муш и Ван, населенные в большинстве своем курдами и армянами.
Очень трудным оказалось переселение для простых дидойцев. Переселялись они через морской порт Бутуми. До побережья Черного моря ехали на лошадях, ослах или шли пешком, испытывая большие трудности из-за бездорожья, отсутствия мостов, элементарных бытовых условий и т.д. Многие мухаджиры-дидойцы не выдерживали этих тяжелых условий передвижения, заболевали и умирали в пути. В сообщении русского консула в Трапезунде генерала Коряева от 10 июля 1864 года говорилось: «В Батум прибыло около 700 дидойцев, их смертность
3-4 человека в день».
Часть дидойских мужаджиров уезжали в Турцию вместе со своим крупным и мелкорогатым скотом, мясо которого они использовали в длинной и утомительной дороге.
Судьба горцев, выдвинувшихся и с таким трудом добиравшихся до Турции, также была незавидной. Некоторые из переселенцев, познавших трудности и ужасы скитания на чужбине, стали постепенно возвращаться обратно. Вот что рассказывал своим землякам один из мухаджиров, которому удалось возвратиться обратно в Дидоэтию: «Земляки знаете ли вы, куда стремитесь? Нет, не знаете. Вы стремитесь туда, потому что думаете, что вам там будет хорошо и даже лучше, чем на родине. Но, увы! Я знаю, какое разочарование постигло наших переселенцев, и сколько раз слышались от них слова проклятий на головы тех, кто их увлек, и когда, забыв недавние мечты, они поняли, что обмануты». Что от голода и болезней в Турции гибнет множество людей, говорил и такой духовный авторитет для дидойцев, как Мала-Омар. Тем не менее переселенческая политика продолжала набирать обороты. Согласно архивным данным, массовое переселение дидойцев в Турцию приходится на 1859, 1878,1899, 1904 и 1912 годы.
Но для многих дидойцев возвращение в родную Дидоэтию так и осталось неосуществимой мечтой. Вплоть до
1917 года и даже после смерти В. Ленина имелись хоть какие-то возможности для поддержания связей со своими родственниками и односельчанами в Турции. Наглухо закрыл границу Сталин. В советский период не только прекратилась миграция в Турцию, но и напрочь были закрыты малейшие возможности установления связей со своими соотечественниками за рубежом. Через «железный занавес» за границу обычно попадали официальные делегации, члены которых тщательно подбирались соответствующими органами и зачастую сопровождались кем-либо из негласных агентов.
В наши дни ситуация изменилась и связи с соотечественниками за рубежом стали восстанавливаться. В
1980 году 80-летний представитель турецких дидойцев Мухамед со своим 60-летним сыном Алигалбацом под пристальным наблюдением соотвествующих органов добрались до своего родного аула Шопих, откуда Мухамед со своими родителями ушел в Турцию в 6-летнем возрасте. Я тогда учился в 9-м классе сельской школы и хорошо помню, как все село Мокок вместе с учащимися встречали гостей-земляков из Турции. Их информация была выслушана нашим народом с большим интересом.
Через три дня в сопровождении тех же работников их отправили обратно в Турцию. Видимо, истек оговоренный срок визы. Уезжая, они просили дидойцев приезжать к ним в гости и побольше узнавать о своих родственниках.
В последние годы дагестанским дидойцам удалось посетить более 40 населенных пунктов в Турции, где компактно или совместно с другими национальностями проживают дидойцы. Первым в 1989 году по туристической путевке в Турции побывал главный врач ЦРБ, житель села Мокок Зулкипли Магомедов. Информация от него получена скудная, но он положил начало будущим контактам и связям. Затем в 1994 году в Турции побывал Омар из Кииятли.
Он нашел там своих далеких родственников и провел там около трех месяцев. В декабре 2006 года с двухнедельной поездкой в гости к своим землякам Турцию посетили жители села Мокок. Они привезли с собой очень интересный информационный видеоматериал о жизни, быте и культуре турецких дидойцев. По их рассказам, дидойцы в основном проживают в селах: Алмус, Аважух, Абан, Гедагыз, Исикой, Чаталкчай и др., в городах: Стамбул и Бурса, а также в поселке городского типа Сивас, т.е. подавляющая часть мухаджиров-дидойцев поселилась в селах и вовлечена в сельскохозяйственное производство. В Турции дидойцев называют эсас-лезги, а аварцев – кала-лезги, рассказывает Эльдар Исаев.
Те из них, кто компактно проживает в сельской местности, прекрасно владеют своим родным языком.
По рассказам жителя села Мокок Микаиля Абдуллаева, в Турции в селе Алмус проживает женщина, которой около 100 лет, она даже не знает турецкого языка и общается с окружающими только на дидойском языке.
Переселение дидойцев в Турцию, как и переселение 1944 года в Чечню, нанесло огромный и непоправимый ущерб генофонду и интеллектуальному потенциалу этого народа. Среди покинувших родину дидойцев было много алимов, одаренных людей и мастеров. Для небольшого по численности народа, понесшего в ходе переселения большие людские, экономические и культурно-исторические потери, переселение на чужбину каждой семьи, каждого человека явилось подлинной национальной трагедией. Ведь тогда переселились наиболее активные во всех отношениях представители народа, которые в Турции практически исчезли бесследно.
В настоящее время государственными органами власти, отечественными и зарубежными исследователями проведена огромная работа по данному вопросу. Однако более глубокое изучение вопросов, касающихся мухаджиров-дидойцев, остается актуальным для нас и на современном этапе, и в ближайшей перспективе.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

МегаФон импортозаместил связь для экстренных служб и бизнеса

МегаФон первым среди сотовых операторов разработал российскую профессиональную радиосвязь (транкинг) для экстренных служб и компаний. Решение работает на базе...

В махачкалинском посёлке Шамхал-Термен ремонтируют дорогу

В рамках реализации республиканской программы «Мой Дагестан – мои дороги» на улице Молодежной в поселке Шамхал-Термен, который является частью...

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...

В Махачкале выслушали отчёт о проделанной администрацией Ленинского района работе в сфере привлечения налоговых доходов

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с председателем городского Собрания Депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата...
spot_imgspot_img

Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

Новый культурный сериал «Всё ОК» (16+) не только признается в любви к Санкт-Петербургу, но и помогает лучше узнать Северную...

В Махачкале прошло заседания правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

23 апреля в столице Дагестана состоялось расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований», которое было приурочено ко Дню местного...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам