Тагир Курачев: «Наш с Расулом Гамзатовым творческий союз состоялся»

Тагир Сагидович Курачев, человек, хорошо известный дагестанскому зрителю не только как композитор, но и как исполнитель с богатым, завораживающим голосом, создатель и солист квартета «Горцы». Основную популярность квартет, по его признанию, получил именно потому, что основной репертуар коллектива состоит из песен на стихи Расула Гамзатова. Сегодня, в канун юбилея поэта, он поделился своими воспоминаниями о первом знакомстве с Расулом Гамзатовым, а в последующем и хорошей долгой дружбе, а также результатами их творческого тандема.

– Знакомство наше состоялось в 1973 году. Я тогда был студентом Дагестанского государственного педагогического института, учился на музыкальном факультете и к тому времени уже писал музыку. Как-то я написал музыку к стихам Расула Гамзатова «О матери». Услышав эту песню, Расул Гамзатов захотел познакомиться с автором, то есть со мной. Ко мне стали подходить знакомые и с таким удивлением и восхищением стали мне говорить: «Тебя ищет Расул Гамзатов! Быстрей, торопись к нему!» Этот случай и стал поводом нашего знакомства. Я пришел к нему домой, мы познакомились, разговорились, он выразил свое удовлетворение моей музыкой. В этот день мы и договорились с ним о творческом содружестве, которое продолжалось до последних дней его жизни.

К сожалению, а может быть, и к счастью, контактами, которые имел я с Расулом Гамзатовым, в то время не каждый композитор мог похвастаться. Мы часто встречались один на один, и в этой творческой обстановке сидели и слушали друг друга, он читал стихи, я выбирал из них что-то для себя или же пел сочиненное. Мой репертуар почти на 80% состоит из песен на стихи Расула Гамзатова, меня даже многие поэты упрекали за это, говорили, будто я, кроме как Расула Гамзатова, никого не вижу, не присматриваюсь к их стихам. Но дело в том, что мне близки поэзия Расула Гамзатова, его подача, жизненная философия, та искренность, чистота, легкость. Мне легко пишется на его стихи, музыка на них легко ложится. Вы спросите: а что, трудно написать музыку на стихи других авторов? Нет, не трудно. Есть такое понятие, как неудобный, непоющийся текст.

– Как происходит процесс рождения песни, музыки, легко ли она приходит к вам?

– Вы знаете, я столько вкладываю в творчество, сочинение музыки – это не работа одного дня, поверьте. Порой месяцами пишу одну песню, а после не раз к ней возвращаюсь еще, дорабатываю. На сегодняшний день не хочу хвастаться, но все мои песни поются.

– Одной из отличительных черт в поэзии Расула Гамзатова является умение говорить людям о самом необходимом сегодня, безошибочно улавливая чаяния современников, самое сокровенное в них. Что вы нашли для себя в его творчестве, что для вас в нем особенно близко?

– Именно искренность, философия жизни. Его стихи настраивают на лучшее, дают силу крыльям, которые есть у каждого человека. Не дают угаснуть блеску в глазах, огню в душе. Несмотря ни на какие сложности, говорят, что надо жить, жизнь прекрасна. Это вот и заставляет снова и снова изучать поэзию Гамзатова, искать в ней что-то новое. Кстати, во времена моей молодости критерии оценки слушателей были иные. Они интересовались не только манерой исполнения певца, его голосом, но и самим произведением, вслушивались в слова, спрашивали, кто автор песни, музыки. Сегодня, к сожалению, в них отсутствует этот интерес.

– Соглашусь с вами, и вы не один говорите об этом. Сегодня все чаще слышишь о том, что дагестанцы стали равнодушны к искусству, меньше посещают театры, слушают не ту музыку и т.д. Почему так происходит?

– Потому что раньше этим искусством занимались люди, призванные творить, писать, играть, петь. Все имели специальное образование, в каждом присутствовал действительно дар, который был заметен невооруженным глазом. Скажу больше, лучшие из их числа отбирались Художественным советом, который раньше имел существенное значение. Он определял уровень исполнителя, качество произведения, которое исполнялось. И только осмысленная музыка в конечном итоге выпускалась на суд зрителя, слушателя. А сегодня выступает любой. За него все делает техника. И даже вы сможете запеть при желании и возможности. Все чаще слышишь пустые, бессмысленные песни, в которых нет души, нет смысла, нашей культуры. Нельзя рушить то, что веками создавалось нашими предками.

– Вы занимаетесь творчеством уже много лет. Скажите, в молодости вы испытывали какие-либо ограничения как артист. Цензура была в отношении того, что вы пели?

– Да, была, но она была всеобщей. Я знал, к примеру, что на те песни, которые не приняты Союзом композиторов и Союзом писателей, Художественный совет накладывал запрет. И я соглашался с этим. Я считаю, что и сегодня нужно поднять вопрос о том, чтобы возродить Художественный совет, в котором будут работать и поэты, и композиторы, и певцы. Они должны определять характер песни, музыки, исполнения, давать свою оценку, прежде чем выпускать ее в свет на радио, телевидение и концертные залы.

– Каково было отношение Расула Гамзатова к подобного рода запретам, ограничениям?

– Как к должному, у него много стихов и на тему любви, и на тему времени, власти, Родины, но все они в пределах дагестанского менталитета, в пределах разумного. В настоящее время, я думаю, это вообще мало кого волнует, иногда слушая молодых авторов, певцов, думаю, как можно такое слушать? Они ведь искажают нравственность человека, молодого поколения в особенности. Более того, ничему не учат, ничего не дают, ни о чем не говорят, и это очень прискорбно.

– Как вы относитесь к такому явлению, как публичное участие в политике людей, представляющих мир культуры? К примеру, Расул Гамзатов был депутатом. Вам предлагали что-то подобное?

– Нет, мне не предлагали ничего. И вообще я считаю, что творческому человеку очень сложно совмещать свою деятельность с общественной. Каждый должен делать то, что у него лучше получается. К сожалению, сегодня частое явление, когда на ответственном посту сидит непрофессионал. Говоря о Расуле Гамзатове, хочу сказать, что этот человек был универсальной личностью, он мог заниматься несколькими делами одновременно, всем интересовался, переживал за каждого, старался помочь, и, как это ни удивительно, у него все очень хорошо получалось.

– Очень часто Гамзатов в своих стихах размышляет о времени, о его творящей и мертвящей власти, о его скоротечности. Время. Чем оно является для вас – врагом или другом?

– В моем репертуаре есть песни Расула Гамзатова о времени – «Я пришел на землю через 20 лет», та же любовь, та же ссора, то же добро, то же зло. В общем-то он давал этими стихами понять, что жизнь проходит так, как ты сам ее строишь, как проживаешь. Я считаю, от человека самого зависит – враг ему время или друг. Для человека созидающего, который старается взять от жизни максимум того, что он может, это прекрасно проведенное время. А для человека, проживающего его впустую, время становится врагом, когда он понимает, что жизненный этап пройден, а ничего за спиной нет.

Я, например, рос в то время, в 70-е годы, когда хотелось все делать искренне, чисто, без колебаний. Сегодня у людей другие приоритеты, очень трудно человека заставить элементарно учиться, познавать новое, получать профессию. В искусстве человеку особенно необходим талант. А талантливый человек никогда не признает себя таковым и будет самосовершенствоваться всю жизнь, развиваться. Для меня же время – друг, который и завтра принесет мне что-то интересное, новое, доброе.

– Слышала, что к юбилею поэта готовится художественный фильм о нем, о всех вехах его жизни, в съемках которого и ваш квартет принял непосредственное участие. Расскажите, как проходили съемки?

– Да, в этом году из Москвы приехали режиссеры для съемок фильма о нем, был проведен кастинг для отбора актеров, куда наш квартет взяли в полном составе. Съемки проходили в разных уголках России, где бывал Р. Гамзатов. В нашу задачу входило снятие кадра «Рождение Расула» в 1920 году. Съемки проходили в Согратле, мы были одеты в соответствующую тому времени одежду, два месяца по просьбе режиссера отращивали бороды, снимали 14 дублей, чуть не сорвали в итоге мне голос. Не знаю, что получилось в конечном итоге (смеется), думаю, в октябре или ноябре он уже выйдет на экраны .

– Вы признались в том, что часто проводили время с Расулом Гамзатовым наедине. Что он доверял вам в такие минуты?

– Однажды он удивил меня, предъявив мне обвинение в том, что я внес изменения в его стихи о матери, не спросив у него разрешения, хотя десять лет назад на упреки не было и намека. Я стал оправдываться, как музыкант я почувствовал некую недосказанность в куплете и решил присоединить еще два куплета. На что он мне ответил: «Вот ты это сделал, но сделал хорошо, так что я тебя прощаю». После этого я если и вносил какие-то незначительные изменения, всегда согласовывал с ним, только с его разрешения. Было много таких моментов. К примеру, песня «Йо, йо, йо», которую исполняет квартет, редко кто догадывается, что это слова Расула Гамзатова. Был еще случай, когда я написал музыку на стихотворение «Патимат» и впервые исполнил в присутствии его самого и супруги Патимат. По завершении наступила тишина, я ждал оценки, а Патимат Саидовна вдруг говорит мне: «Сколько меня Фельцман просил разрешения написать песню на эти стихи, я ему не дала согласия, а Курачев никого не спросил и написал!» (смеется). Это было для меня уроком, ведь и в самом деле это именные стихи, и я не имел права без разрешения писать к ним музыку. Я на тот момент был еще молод и не знал о многом. Уже в последующем эта песня стала коронной в их доме, исполнялась на всех семейных праздниках . Вот так я и учился на своих ошибках.

– Не каждый исполнитель, композитор может похвастаться тем, что имел такую тесную дружбу с Расулом Гамзатовым, какая присутствовала в ваших отношениях. Каким вы знаете его, каким никогда не знал и не видел его наш читатель? Какие уроки жизни извлекли вы для себя из общения с ним?

– Действительно, мне посчастливилось долгое время провести с этим выдающимся человеком, за что я несказанно благодарен судьбе. К сожалению, те люди, которые пишут о нем, снимают кино, может, не зная о том, не подходят ко мне за информацией о нем. Есть о чем вспомнить, рассказать человеку, который пел, писал музыку на его стихи, прочувствовал его творчество изнутри. Ежегодно мы с ним выезжали в Москву на вечера поэзии Расула Гамзатова с нашим трио, а в последние годы с квартетом, выступали и в Колонном зале Дома Союзов, и в Доме литераторов, и в Кремлевском Дворце съездов.

Как-то раз, когда мы приехали с ним в один из районов Дагестана, он обратился ко мне: «Курачев, какую песню будем петь?» Я ему отвечаю, что « Дагестан», и он меня спрашивает: «А я тоже буду с вами петь?» Я говорю: «Конечно, Расул Гамзатович!» Он задумался и спрашивает: «И что теперь получается, это будет не трио, а четырео?» (смеется). Он был великим юмористом, шутником, жизнерадостным человеком, с ним было очень легко. Главное в его выступлении – это знаменитый гамзатовский жест рукой. Вот этой как раз-таки одухотворенности нам не хватало, и он дополнял нас.

Именно его поэзия, и не только поэзия, но и сам он имеют отношение к становлению меня как личности. Многому он меня научил. Каждый миг, проведенный с ним, был для меня уроком. И всякий раз он открывался для меня с новой стороны. Помню, когда был еще молодым, холостым, каждый Новый год и 1 Мая я встречал у Расула Гамзатова с гитарой, за столом, в узком кругу семьи и друзей. Его простота настолько подкупала, что я иногда терял субординацию.

Патимат, его супруга, на таких мероприятиях часто просила мужа показать комедийные сольные номера. И что вы думаете? Он послушно уходил в свой кабинет, переодевался и показывал такие комические миниатюры, что мы просто все со стульев падали от смеха. Он импровизировал на ходу. И вы знаете, мало кто ведь это видел? В его репертуаре были образы дагестанских борцов на ринге, артистов эстрады и многих других персонажей.

Еще один случай, который дал мне урок на всю жизнь, что никогда нельзя терять над собой контроль, ни при каких обстоятельствах. После одного из вечеров в честь Расула состоялся банкет, где меня попросили спеть его песню. Все уже были изрядно уставшие, да и я сам тоже. Во время пения я допустил погрешность, забыл слова в третьем куплете и что-то промямлил про себя в надежде, что никто этого не заметит. Спокойно допел и возвращаюсь на свое место, и тут Расул, который все это время сидел с опущенной головой (на тот момент я и вовсе считал, что он заснул), поднимает голову и говорит мне: «Ты почему в третьем куплете второе предложение произнес неправильно?» Я, конечно, был ошарашен.

– Сегодня, когда его уже нет с нами, вы продолжаете писать музыку на его стихи?

– Конечно, у меня несколько стихотворений Гамзатова, написанных в последние годы его жизни, в проекте. Одно из них – это «Край родной» на русском языке. Надеюсь, в скором времени я завершу работу над ними. Дело Расула Гамзатова бессмертно, а мы, его потомки, будем гордиться знакомством с таким великим человеком и будем нести его творчество в народ через музыку, через любовь к его творчеству в память о нем.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам