Экономить стратегически


Но жизнь не стоит на месте, а значит, появляются все новые и новые стратегии, программы, проекты. В частности, «10 приоритетных проектов Президента Республики Дагестан». О том, на какой стадии сейчас находится «Стратегия–2025», что же такое «10 приоритетных проектов Президента РД» и как создается экономика «на бумагах», мы говорили с начальником Управления развития производственного комплекса Министерства экономики и территориального развития РД, доктором географических наук, профессором Шахмарданом Мудуевым.

– Шахмардан Ситтикович, в прошлый раз мы с Вами беседовали при совершенно иных обстоятельствах – был другой Президент республики, другое Правительство, говорили мы о «Стратегии–2025», этапах ее реализации, экономическом зонировании, с учетом которого территория Республики Дагестан условно разделена на пять экономических зон и т.д. Поменялось ли что-то в «Стратегии–2025» в связи со сменой руководства республики? Что на сегодняшний день происходит с этим документом?

– Я должен констатировать тот факт, что преемственность действий в отношении стратегического планирования сохранилась. На данный момент мы прошли тот этап, который по Стратегии к этому времени и должен был быть пройден – это актуализация «Стратегии–2025». Дело в том, что «Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года» – это долгосрочный документ, который принят законом, а закон подлежит исполнению. Новшества, которые предусматривались в стратегическом планировании без учета стратегических планов, программ и действий, не были включены в список «Приоритетных проектов Президента Республики Дагестан». Эти два документа синхронно как бы вытекают один из другого. То, что стратегически было запланировано, пошагово, поэтапно актуализируется и принято как следующий этап стратегического развития Республики Дагестан. Принятые приоритетные проекты – это первостепенные задачи для вывода республики из кризисного состояния. Мы это предусматривали и имели в виду и тогда, то есть Стратегия как документ не легла на полочку. Дальше будут более конкретные и эффективные шаги по ее реализации.

– В прошлом нашем с Вами интервью Вы говорили о том, что территория Дагестана будет поделена на пять экономических зон, каждая из которых с учетом климатических, территориальных и других особенностей должна будет создать документ – Стратегию социально-экономического развития своей зоны, и работа эта должна была быть закончена, насколько я помню, к окончанию первого квартала 2013 года. Так?

– Да. Мы даже чуть раньше закончили стратегирование территориальных зон. Все пять зон, прописанных в «Стратегии–2025», утверждены постановлением Правительства РД и являются документами, которыми мы будем руководствоваться при формировании более конкретных программ или планов муниципальных образований этих территориальных зон. Зоны уже существуют, следующий шаг – более конкретные программы. Программа социально-экономического развития территориальной зоны «Горный Дагестан», к примеру, уже разработана, представлена, и сейчас, буквально на днях, выйдет Постановление Правительства РД об ее утверждении. Сроки реализации там короче. Программа называется «Социально-экономическое развитие горных территорий на 2014-2018 гг.». Она прошла все обсуждения, получила все необходимые экспертные оценки, поддержку Президента Республики Дагестан и начнет функционировать с 2014 года.

– Когда меняется руководство республики, может меняться и вектор стратегических интересов, потому что у каждого президента может быть свое видение дальнейшего развития республики, тем не менее приоритет развития сельского хозяйства и горных территорий все же остался. Но ведь основные концепты Стратегии – строительство горнолыжного курорта в Матласе, аэропорта в Дербенте, гостиничных комплексов и т.д. – теперь, как мы все понимаем, реализованы не будут. В связи с этим, наверно, как-то поменялась работа Министерства экономики?

– Министерство экономики Республики Дагестан переименовано в Министерство экономики и территориального развития РД с передачей функции обеспечения развития территорий Республики Дагестан, и, знаете, это правильно. Приоритетные проекты Президента «Эффективное территориальное развитие», «Эффективный агропромышленный комплекс» – это действительно приоритетно для республики. Эффективная реализация этих двух приоритетов способна повлиять на развитие в том числе и туризма в республике. Конечно, за короткое и какое-то конкретно определенное время невозможно повлиять, допустим, на культуру нашего населения и его поведение в отношении развития туризма. Там есть ряд сложных задач, связанных с выделением земли в приморской части Дагестана, в горах и т.д. Да, судьба корпорации «Курорты Северного Кавказа» не понятна, но наша республика не отказывается от идеи развития туризма, и стратегический подход в этом вопросе не изменился. Такие проекты, как Матлас или морской курорт, требуют очень больших затрат, больших инвестиций и много времени. Мы и так не предполагали, что это очень быстро получится. Мы сейчас только на пути решения этих проблем.

– Есть ли существенные различия во взглядах и подходах по развитию сельского хозяйства при прежнем руководстве и нынешнем? Или концептуально все осталось так же?

– Есть, конечно, отличия – в усилении требовательности к решению вопросов горных территорий. Президент Дагестана Рамазан Гаджимурадович уделяет особое внимание состоянию и проблемам горных районов, сам лично присутствовал при обсуждении этой программы на заседании Ассоциации горных территорий в Гунибе. Ужесточились требования к муниципальным образованиям и их руководителям в части практической реализации задач по их выводу из экономического кризиса и улучшения состояния социальной сферы. Особенно горных территорий. Концептуально – будущее развитие этого направления как понимали, так и понимают. То, чем являются для Дагестана горные территории, всем понятно. Как и то, что развитие горных территорий приведет к развитию и процветанию Дагестана. Это очевидно.

– На сегодняшний день существует несколько направлений по поддержке крестьянско-фермерских хозяйств: кредитование, лизинг сельхозмашин, безвозмездная финансовая помощь и т.д., но бюрократически это сложно, и далеко не все желающие могут получить эту помощь. Стратегические программы вот этих пяти территориальных экономических зон как-то прописывают дополнительные возможности для оказания помощи людям, желающим заниматься сельским хозяйством не на уровне «для себя», а сделав это полноценным бизнесом?

– Эта проблема существует, как и существует проблема с кредитованием малых форм. У нас в горной зоне в принципе везде присутствует только сельское хозяйство, даже агропромышленный комплекс не так развит, поэтому в производстве сельхозпродукции развитие малых форм ведения сельского хозяйства играет главенствующую роль. Более благоприятные равнинные районы и пригородные зоны имеют более благоприятные условия для получения кредитной и других форм поддержки. Банки больше идут навстречу им, чем горным территориям. В связи с этим сейчас от всех министерств и ведомств мы собираем предложения, по которым во всех программах, действующих сейчас (их более 50 – республиканских государственных программ, и где-то в 17 федеральных госпрограммах республика участвует), чтобы вычленили место для проектов в горных территориях. Мы надеемся, что все отнесутся к этому с пониманием, потому что, я еще раз повторю, развитие горных территорий автоматически приведет к развитию равнинных районов, снятию там напряжения – напряжения на рынке труда, идеологического напряжения, напряжения, связанного с нехваткой земли.

– То есть пока на сегодняшний день для горных территорий нет особенных привилегий?

– Программа будет реализовываться с 2014 года, а пока все эти вопросы, которые Вы ставите, будут учитываться. Там есть и конкретные поручения Президента Республики Дагестан, в частности, по дорожному строительству и строительству объектов реального сектора экономики, которые тоже будут включены в программу. Наша задача – чтобы заниматься садоводством и животноводством на горных территориях населению стало выгодно. В программе все горные районы, даже поселения найдут свое место, это важно.

– В одном из своих интервью Вы сказали, что Дагестан занимает лидирующие позиции по разработке схем стратегического планирования. Министерство экономики Дагестана не страдает от большого количества этих схем?

– Нет, это так положено, тем более что разработкой стратегических программ занимаются во всех регионах страны. Лидирующее положение мы занимаем в этом не потому, что мы берем на себя какие-то дополнительные функции, разработкой стратегий развития должен заниматься каждый субъект, городской округ, муниципальное образование Российской Федерации согласно федеральному закону. В разработке стратегических программных документов мы, действительно, год назад были лидерами. Сейчас мы немного отстаем в этом отношении, потому что вопросы финансирования немного притормаживают.

– А есть рейтинг лидеров по реализации этих стратегических схем?

– Ну, они везде реализуются. Начиная с 2014 года, если в схемах территориального планирования не обозначены какие-то объекты, к примеру, по сельскому хозяйству, то Министерство сельского хозяйства Российской Федерации перестает их финансировать.

– Рамазан Абдулатипов озвучил 10 Приоритетных проектов Президента Республики Дагестан. Какая роль в работе над ними отведена Министерству экономики и территориального развития РД и в частности Управлению развития производственного комплекса, которое Вы возглавляете?

– Министерство экономики и территориального развития ведет мониторинг, представляет отчеты и сопровождает 5 из этих проектов. Министр экономики и территориального развития РД Раюдин Айдакадиевич Юсуфов вместе с курирующими вице-премьерами ответственный за них.

– Какие?

– Первый проект – «Обеление» экономики», направленный на выведение всех секторов экономики из «тени», расширение налогооблагаемой базы и повышение налоговых и неналоговых доходов, формирование налоговой культуры.

Второй проект – «Создание «точек роста» Республики Дагестан», которые объединят ключевые инвестиционные проекты из разных отраслей экономики, требующие наибольшего внимания и контроля.

Третий проект – «Инвестиции в Дагестан», направленный на формирование качественного запроса на федеральные средства под инвестиционные кластеры через инструменты федерального софинансирования, выстраивание полноценной системы государственно-частного партнерства, рост деловой активности, повышение инвестиционной привлекательности республики.

Четвертый проект – «Эффективное государственное управление», подразумевающее тотальное повышение эффективности системы госуправления через внедрение принципов Открытого Правительства, ряд антикоррупционных механизмов, серьезную кадровую реформу.

Пятый проект – «Эффективное территориальное развитие», которое должно обеспечить развитие муниципальных образований и городских округов, высокое качество среды, жилищное строительство и формирование благоприятной городской среды.

Наше министерство задействовано во всех десяти Приоритетных проектах, но в перечисленных мною пяти проектах несем ответственность мы, и конкретно они закреплены за министром экономики и территориального развития РД Раюдином Юсуфовым.

– Как мне показалось, эти проекты – не конкретные стратегические программы, которые нужно реализовать к конкретному сроку, а больше идеологическая платформа.

– Нет, наоборот, тут есть конкретные пошаговые действия и по «обелению» экономики, и по созданию точек роста, и по эффективному территориальному развитию, и по привлечению инвестиций в Дагестан, и т.д. Там есть конкретные сроки, годы, месяцы, действия, ответственные лица.

– Допустим, возьмем первый проект – «Обеление» экономики» и выведение всех ее секторов из тени. Как по этому пункту можно отчитаться? Через год сказать, что ваше министерство «обелило» такой-то сектор экономики. На вывод экономики из тени может уйти пять лет, десять лет… Вы же не можете заранее знать.

– Речь идет о 2013, 2014, 2015 годах. Есть определенные результаты того, что сделано в 2013 году. Это введение деятельности наших граждан, предпринимательство в целом, в рамки закона, своего рода принуждение к соблюдению законов путем законных же мер. Конечно, это невозможно сделать за полгода – год, но речь идет о воспитательной и просветительской работе и повышении культуры поведения для ускоренного вывода бизнеса из тени.

– Ну, теневая экономика – это такая сложная вещь… Вы можете посчитать, что успешно закончили с ней борьбу и отчитаться об этом, а на самом деле она может продолжать существовать.

– Тут должны быть задействованы все органы: налоговые, правоохранительные, фискальные и т.д. Без этого, естественно, решение подобных проблем может и не пойти. Непосредственно по этому поводу наш министр Раюдин Юсуфов посетил практически все районы республики, провел много серьезных и эффективных совещаний, семинаров. Определены 26 индикаторов, отчитываться по которым муниципальные образования должны будут ежемесячно. Идет мониторинг.

– Проект «Создание точек роста», то есть ключевые инвестпроекты. Перечислите основные инвестпроекты, жизненно важные для республики, реализация которых уже началась или точно начнется в ближайшем будущем.

– Реализация одного жизненно важного для республики инвестиционного проекта уже завершается. Возможно, в этом месяце он уже будет введен в эксплуатацию – завод по производству листового стекла. Уже второй год идет работа по реализации крупнейшего инвестпроекта «Дагагрокомплекс» в Кизлярском и Тарумовском районах. Это серьезнейший проект. Начало положено и рядом других проектов.

– А на какой стадии он находится?

– Там скоро будет введен в эксплуатацию завод по производству томатной пасты, идет огромная работа по подготовке почвы для современных технологических агротехнических операций по посеву и уборке урожая. Там посеяна кукуруза новых сортов по новой технологии, помидоры, картофель, если я не ошибаюсь, на площади 500 гектаров. Самое главное – приобретена самая современная американская техника, строится овощехранилище на 65 тысяч тонн.

– А проект по производству сахарной свеклы в Хасавюртовском районе? Это отдельный проект или он входит в «Дагагрокомплекс»?

– Сначала это был отдельный проект, теперь он объединен с «Дагагрокомплексом». Исаак Умалатов, гендиректор «Дагагрокомплекса» и главный инвестор, рассчитывает, что в будущем будет налажено не только производство сахарной свеклы и риса, но и построен завод по переработке сахарной свеклы и риса. Но это в будущем.

Внедрение современной техники при посеве чеснока на днях испытала «АгроДагИталия». Техника уже работает, примерно на ста гектарах будет посеян чеснок.

– Как раз сегодня я видела в Интернете новость о том, что впервые в Дагестане посажен чеснок с помощью техники.

– Да, и это уже промышленное производство. Есть еще компания «Агрико-Северный Кавказ».

– А у нее уже есть первые результаты?

– Я могу сказать, что все эти проекты перешли точку невозврата. Они все будут реализованы. И «Агрико», и «АгроДагИталия» будут включать в себя и крупнейшие логистические центры, и фабрики. Например, большой проект строительства птицефабрики по производству 4,5 тысячи тонн птичьего мяса в Магарамкентском районе. Есть еще промышленные зоны – «Тюбе» и «Уйташ». При этом государство берет на себя полное обеспечение всей необходимой инфраструктурой и будет продолжать привлекать инвесторов для размещения там различных производств.

– То есть горные территории пока не затронуты ни в одном инвестпроекте?

– Почему? Есть. В Кулинском районе реализован проект «Животноводческий комплекс» на 450 коров – современнейший комплекс с переработкой молока, производством сыра и т.д. Таких проектов очень много. Здесь можно сказать и о проекте развития тепличного хозяйства. СПК «Нива» сейчас занимается этим. Он идет сейчас как приоритетный проект, но будет реализовываться по всему Дагестану. Сейчас этим занимаются в Красноармейске, в с. Урма Левашинского района построены теплица малогабаритная, дома, в хозяйстве, но в перспективе планируется создание тепличного комплекса общей площадью более ста гектаров. В республике действует множество мелких хозяйств, на которые будет обращаться все больше внимания.

– Когда уже можно будет говорить о первых результатах?

– К январю-февралю 2014 года будут подведены итоги 2013 года, несколько заводов уже будут пущены в эксплуатацию, тепличные хозяйства уже начали работать круглогодично. В общем, какие-то результаты уже будут, хотя о результатах говорить еще рановато.  

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Подростку из Махачкалы, который лишился ноги, помогли снова встать на ноги

Юный махачкалинец, который в результате несчастного случая лишился ноги и руки, снова встал на ноги благодаря собранным средствам. В апреле...

Коллективу махачкалинской школы представили нового директора

Врио начальника управления образования администрации Махачкалы Марат Ибрагимов сегодня, 3 февраля, представил педагогическому коллективу средней общеобразовательной школы №58 поселка...

И.о. мэра Махачкалы посетил семью, потерявшую двух сыновей в ходе СВО

Исполняющий обязанности мэра Махачкалы Ризван Газимагомедов в ходе рабочей поездки в Ставропольский край посетил дагестанскую семью, потерявшую двух сыновей...

Махачкалинское «Динамо» победило краснодарскую «Кубань»

Махачкалинское футбольное «Динамо» сегодня, 3 февраля, сыграло первый контрольный матч в рамках зимнего тренировочного сбора в Турции против краснодарской...

Транспортным предприятиям Махачкалы поручили обеспечить соблюдение графика и режима работы маршруток

Заместитель мэра Махачкалы Хаким Ашиков провел совещание с руководителями транспортных предприятий города. В нем приняли участие начальник управления транспорта,...

Юный предприниматель из Махачкалы решил помочь в покупке теплой одежды для военнослужащих

Юный предприниматель из Махачкалы Ибрагим Магомедов выразил желание оказать помощь в приобретении теплой одежды для соотечественников, которые выполняют боевые...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам