Долго продолжалась наша беседа, и мой собеседник старался доказать, что он свое богатство заработал честным трудом.
Возможно, до некоторой степени он и прав, потому что каждый по-своему понимает слово «честность». Я даже удивляюсь, что в нашем лексиконе сохранилось это емкое слово, раньше оно действительно имело значение. Ведь не даром говорили: «Береги честь смолоду». «Честь имею», – говорил офицер потому, что честь для него была превыше всего. И если он, не дай Бог, свою честь запятнал, жизнь для него была кончена. Честное купеческое слово имело большее значение, чем юридический документ. Сегодня же «честному слову» не поверят, даже если его дает министр или кто рангом повыше.
Ну какая может быть честь, если человек живет далеко не по средствам, если строит особняки в разных городах России и даже за границей? О какой чести можно говорить, если офицер берет взятку у солдата или у его родителей? Какая честь у преподавателя, кому Богом завещано учить людей доброму и разумному, а он сам – мздоимец.
Я далек от мысли, что раньше все были честными. Но такого беспредела, как сегодня, Россия не знала. Таксы взяток твердо установлены. Такого обвинения в адрес руководителей-взяточников я за последние пятьдесят лет не слышал.
Любили в свое время погулять купцы. Гуляли здорово, с размахом. Но никогда не забывали бедных, обездоленных и сирот. Не забывали на свои деньги строить больницы, дома, дороги. А сейчас наши воротилы бизнеса гуляют похлеще купцов, как правило, далеко от своей родины. Там, где у них построены дворцы и миллиарды лежат в банках. А вот помочь сиротам забывают. Они, наверное, думают, что бессмертны. Или полагают, что в ином мире богатство им пригодится.
Есть много параметров, по которым определяют, насколько стабильно то или иное общество, насколько оно застраховано от революционных потрясений. Один из таких параметров – разрыв между богатыми и бедными. В западных странах, на которые наши либералы любят кивать, доходы богатых превышают доходы остальных в 5-6, максимум в
10 раз. У нас же только по официальным данным в 15-20 раз! Реально еще больше. И мы хотим, чтобы в нашем отечестве было спокойно!
Само по себе богатство – хорошо. Иначе откуда бы у нас брались налоги, как бы мы восстанавливали страну? Плохо, когда богатство неправедное. И тем более если оно кичливое, демонстративное, как у наших героев Куршавеля, которые думают, что они – вечные. В этой связи вспоминается одна старая притча. Римский император Цезарь считал, что он бессмертен. Но когда понял, что жизнь быстротечна, велел посадить на колесницу раба, чтобы тот каждый час возвещал: «Цезарь, ты смертен!» Кто бы возвещал нашим нуворишам эту истину? Глядишь – и они стали бы великодушнее, благороднее.
В каком-то смысле такую задачу могли бы взять на себя правоохранительные органы, но вся беда в том, что народ им мало верит. Наверное, поэтому и вошла прочно в наш быт крылатая фраза: «Мафия бессмертна!». Но ведь так не должно быть.
И мафия будет побеждена, если прокурор своими действиями докажет, что она смертна. Конечно, очень трудная задача, но от решения ее во многом зависит жизнь и спокойствие народа, Говорят, что один в поле не воин. Но это не совсем так. Если этот воин имеет свою гражданскую позицию, которую будет поддерживать народ, он победит!
Очень хочется верить, что Дагестан выйдет из омута коррупции и всем будет открыта дорога в новую жизнь.
Великий Авиценна когда-то вопрошал: «Что лучше – самому погоду делать или слушать каждый день прогноз?» Вот эту задачу нам и надо как можно скорее решить. Лично я и мои товарищи считаем, что лучше самому делать погоду.