О том, как проходит первый этап отопительного сезона для коммунальных служб города, мы говорили с помощником Главы г. Махачкалы Мизенфером Бабасиевым и руководителем Единой дежурно-диспетчерской службы г. Махачкалы Тельманом Сулеймановым.
М.Б.: – Подготовку к отопительному сезону мы начали с апреля и завершили в октябре. За этот период было проведено 9 совещаний, на которых ставились острые вопросы, касающиеся сферы жилищно-коммунального хозяйства города: по городским сетям, тепловым сетям, водоканалу, всех коммунальных служб, которые должны готовиться к зиме.
В этом году коммунальные службы города достаточно серьезно подготовились к отопительному сезону. В том числе ТСЖ и управляющие компании.
– А что такого Вы сделали?
– В предыдущие годы в городе практически не проводились опрессовка и промывка систем отопления. В этом году в Махачкале проведены опрессовка и промывка систем отопления в детских садах, школах и учреждениях здравоохранения. Я даже могу сказать, что такое вообще впервые проводится в Дагестане.
– То есть Вы заявляете, что с начала отопительного сезона в городе пока не было никаких экстремальных ситуаций, связанных с работой городских коммунальных служб? Может быть, какие-то ремонтные или профилактические работы, не законченные в срок, продолжаются до сих пор?
М.Б.: – Проведен очень большой объем работы городскими электрическими сетями, водоканал провел масштабную работу по замене изношенных водяных труб. Вот, например, хушетские очистные сооружения. Раньше там ощущалась нехватка воды. Из-за того, что там был один водозабор, в зимнее время вода замерзала, что приводило к уменьшению количества воды, поступаемой в пользование города. Сейчас запущен второй водозабор, и воды вполне хватает.
Городские электросети проводят большую работу в поселках. В микрорайоне ДОСААФ для населения проложено около четырех километров линии электропередачи, в поселке Семендер сделано много работы, в новых микрорайонах поселка Леникент, а также в районе ипподрома.
– Все мы знаем историю с митинговавшими жителями поселка Красноармейск. Могут ли подобные проблемы возникнуть в других поселках?
М.Б.: – В Красноармейске были проблемы с электроснабжением. Там раньше была только одна линия, сейчас переключили и на другие линии, поэтому особых проблем не должно возникнуть. Были проблемы в поселке Шамхал. Был поврежден трансформатор. Но поселок находится на балансе обслуживания Дагэнергосети МРСК «Северный Кавказ», поэтому горэлектросеть к этому поселку никакого отношения не имеет, так же, как и к поселку Красноармейск. Нужно подчеркнуть еще раз – электросети находятся на балансе города, а электросети поселков: Богатыревка, Шамхал, Красноармейск – на балансе Дагэнергосети. Поэтому, когда там возникают проблемы с отключением электроэнергии, сами мы их не можем решить, приходится созваниваться с ними и пытаться решать вопрос. Буквально на днях было отключение электроэнергии в поселке Шамхал и школа №45 двое суток осталась без света. Школе нанесен ущерб на сумму около ста тысяч рублей. И это не по нашей вине.
В зимний период мы тоже проводим работы по улучшению надежности электроснабжения города Махачкалы.
– Какие жалобы с начала зимнего периода поступают в диспетчерские службы от граждан?
Т.С.: – Как уже отметил Мизенфер Абдулхаликович, в этом году был проведен большой объем работы по подготовке города к зиме, в том числе и с ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями. Но во многих домах, скажем так, с недобросовестным отношением управляющих компаний и собственников жилья, есть на сегодняшний день проблемы с подачей тепла. Об этом говорят жалобы, которые к нам поступают. Жалобы можно разделить на две группы. Первая связана с тем, что некоторые управляющие компании недобросовестно провели промывку и опрессовку системы отоплений, вторая говорит о том, что в домах, которые обслуживаются 20, 25, 30 лет, порой из-за того, что у нас вода не проходит полностью химочистку, образуются наледи и для прохода воды остаются лишь маленькие отверстия. Это связано и с тем, что собственники жилья не меняют своевременно стояки в своих квартирах, из-за чего в многоэтажных домах возникают проблемы стоячной подачи горячей воды. Масштаб проблемы по сравнению с прошлым годом относительно уменьшился, но кое-где все же остаются перебои с отоплением. Мы на подобные жалобы реагируем и ставим задачу перед управляющими компаниями и районными администрациями решать их проблемы.
Каких-то крупных срывов на начальном этапе отопительного сезона пока не было, но вот завтра (17 декабря – «МИ») Трансгаз для переключения трубы диаметром 1400 проводит ремонтные работы и во всем городе могут быть проблемы с отключением газа с 17-е по
19-е число. Может быть, дойдет до того, что некоторые котельные придется остановить и в домах слить воду из систем отопления, чтобы они не замерзли.
– Эти работы вынужденные? Их нужно проводить именно сейчас?
Т.С.: – Их можно было перенести и на весенний период. Не знаю, чем они мотивируют это. Но это федеральные органы, федеральная дорога, они проводят расширение федеральной трассы и там запланированы эти работы. Не понятно, почему их запланировали именно на осенне-зимний период. Но вот уже есть Постановление. А Вы знаете, когда отопление отключают, потом, чтобы его снова полноценно запустить, нужно 10-15 дней. Это целая система, которую нежелательно останавливать. Но какое воздействие мы можем оказать на федеральные органы? Все, в том числе Глава города, просили перенести эти работы на весенний период, но пока вопрос не до конца решен.
* Уже вечером 16 декабря в Интернете появилась информация, что эти работы все-таки согласились перенести на весну следующего года («МИ»).
Единая дежурно-диспетчерская служба г. Махачкалы (ЕДДС) создана для координации работы всех городских служб в решении вопросов тех жалоб, которые поступают от жителей. Допустим, за 11 месяцев этого года в ЕДДС поступило более 12 тысяч жалоб. Это жалобы и на отсутствие горячей воды, и на отсутствие отопления, срывы в обеспечении электроэнергией, благоустройство дворов и т.д. Жалобы принимаются круглосуточно, в том числе и в электронном виде. Все заносится в компьютер, назначаются ответственные. Наши люди думают, что проблема должна решиться сразу после их звонка. Так не бывает. Но любое обращение жителей находится у нас на контроле, пока не решится. Но иногда решение проблемы затягивается, потому что возникает множество объективных и субъективных причин.
– На совещании у замглавы города Ферезуллы Кахриманова в октябре диспетчерским службам города было поручено устранить недостатки в работе. Какие это были недостатки?
Т.С.: – Вы сами знаете, что сейчас и.о. Главы города, новым Президентом республики и в целом руководством Российской Федерации большое внимание уделяется работе с жалобами и заявлениями граждан. А от того, как мы будем на них реагировать и насколько своевременно будем принимать меры, зависит и мнение людей о нас. Когда у человека проблема, а он звонит в диспетчерскую службу и не может дозвониться, потому что занят номер, он нервничает, злится. Поэтому на совещании у Ферезуллы Кахриманова было дано задание во всех диспетчерских пунктах установить телефоны с многоканальной связью. Еще одно задание Администрации города – чтобы во всех ресурсоснабжающих и управляющих компаниях была разработана программа по учету и контролю за поступающими жалобами. Все для того, чтобы усилить работу по выполнению заявок, поступающих от населения города.
– Вы на этом совещании сказали, что много нареканий к Горэлектросетям. Вы сделали это заявление на основании жалоб махачкалинцев или руководствовались какими-то другими критериями?
Т.С.: – В основном, жители обращались с жалобами, что не могли дозвониться в Горэлектросеть, а их обращения оставляли без внимания. Но на сегодняшний день можно сказать, что ситуация изменилась. Они поставили человека, который непосредственно за это отвечает. Если раньше они не отражали жалобы в электронном виде, то сейчас, надо отдать им должное, все жалобы отражаются в электронном виде. У них уже завершена установка многоканальной системы. Так что все наши замечания ими учтены. Кроме того, Горводоканал заключил договор с Дагсвязью об установке многоканальной телефонной системы. На днях эта работа завершится. В системе диспетчерских служб города пока есть, над чем работать, но и сдвиги уже есть.
– При разборе проблем коммунальные службы города обычно ссылаются на то, что проблемы возникают от того, что ресурсоснабжающие организации чего-то не доделывают, не вовремя что-то им поставляют. Вот, если говорить о поставщиках услуг. К кому еще есть претензии?
Т.С.: – Многие часто не понимают эту систему. Поставщики услуг должны предоставлять услугу до стены дома. Допустим, тепло. Тепло поставщик услуг должен дать до стены многоквартирного дома. Что происходит с этим теплом дальше – зависит от работы управляющих компаний и ТСЖ.
– УК и ТСЖ как раз и жалуются на то, что им эти самые услуги «до стены дома» плохо поставляются.
Т.С.: – Таких жалоб было много. Мы выезжали на места, разбирались в параметрах с приглашением руководства УК, ТСЖ и ресурсоснабжающих предприятий. Поставщики услуг давали параметры, какие положено давать. Буквально на днях мы проверяли. При температуре – 4 градуса все котельные города давали тепло с выходной температурой +80 градусов, как положено по нормативу. А то, что дом не может это тепло до конца принять и распределить – это не проблемы поставщиков. Пусть разбираются со своими внутридомовыми сетями и наводят порядок. Сегодня там очень много проблем.
– А как работают поставщики услуг?
Т.С.: – Например, почти 90% котельных Махачкалатеплоэнерго полностью реконструированы. Там стоят мощные котлы: современные, с электроникой, которые поставили в прошлом и позапрошлом году. Проведена существенная изоляция теплотрасс. Махачкалатеплосервис в прошлом году построил
5-6 новых современных котельных. Получается так, что новые котельные строятся, уже имеющиеся модернизируются, устанавливаются котлы большей мощности, а домовые сети не могут принять это тепло.
– Вы сказали, что Горэлектросеть исправилась. Но, может, есть еще поставщики, чью работу можно обозначить под знаком «минус»?
– Особого «минуса» нет. Такого сейчас сказать нельзя, потому что они работают на улучшение. Есть сейчас большие проблемы с лифтовым хозяйством, потому что это связано не с Лифтсервисом, который обслуживает, а с оплатой. Как Вы знаете, сейчас техобслуживание лифтов напрямую зависит от того, насколько своевременно управляющие компании Лифтсервису перечислят деньги. К сожалению, управляющие компании не всегда своевременно перечисляют эти деньги, и Лифтсервис не может своевременно проводить профилактические работы. Только из-за недостатка финансовых средств была ликвидирована аварийная служба, которая своевременно выезжала на аварии и ремонт лифтов. Сказывается и то, что более 400 лифтов на сегодняшний день проработали 25 и больше лет. После 25 лет эксплуатации их надо менять, а согласно новому Жилищному кодексу менять их надо за счет собственников жилья или за счет каких-то республиканских или федеральных программ.
– Жильцы домов вряд ли готовы тратить на это свои деньги.
Т.С.: – Да, они не готовы. Поэтому мы сейчас готовим письмо в адрес Президента и Правительства Дагестана, чтобы этот вопрос как-то решался на уровне республики, чтобы предусмотрели для этого какие-то средства в бюджете, потому что этот вопрос нельзя откладывать. В доме по адресу Зои Космодемьянской, 38 лифт, который прослужил больше 25 лет, сорвался со второго этажа. Если был бы выше, были бы человеческие жертвы.
– Как обстоят дела с выполнением плана на период отопительного сезона, утвержденного главой города?
М.А.: – Практически все плановые мероприятия, утвержденные в начале года Главой города Махачкалы, выполнены. С учетом всех запланированных замен, ремонтов, реконструкций и т.д., единственное – котельная в Научном городке. К ее реконструкции все готово, в том числе и котлы, но не успели по времени. В 2014 году будем заниматься ее переоборудованием.
– Никаких помех, проблем не возникает?
М.А.: – Особых проблем нет. По мелочам. Мелкие вопросы и пункты протокольных поручений, которые не были выполнены, но которые особого влияния на срывы в осенне-зимний период не имеют.
– Махачкалинцы бывают постоянно недовольны, что во время обильных снегопадов и дождей городские коммунальные службы плохо справляются. Есть чем обнадежить жителей этой зимой?
Т.С.: – Учитывая опыт предыдущей зимы, когда выпало аномальное для нас количество снега, мы еще летом этого года составили мобилизационный план на уровне УЖКХ, согласованный со всеми службами. План также предусматривает, что у нас в резерве есть 163 единицы техники, которую мы в случае чего сможем задействовать.
– Но жители ругают и систему городской канализации, что плохо работают стоки во время ливней и снегопадов.
Т.С.: – Город очень быстро растет. Там, где была проведена реконструкция дорог, была проложена канализация, рассчитанная на больший объем. А там, где не прошла реконструкция, проблемы остаются. Все знают ситуацию, которая складывается во время ливней в районе Анжи-базара. Учитывая это, в этом году и.о. Главы города изыскал средства, и сейчас там провели дополнительно ливневую канализацию через мост по Охлакова. На участке почти
От редакции: мы в свою очередь надеемся, что все сказанное будет осуществлено, а горожане не почувствуют зимой никаких неудобств.